КоммерсантЪ в последний день лета 2011-го опубликовал статью о поиске нового инвестора для ЗАО "Суп фабрик", одним из наиболее заметных активов является "Живой журнал". Надо привести небольшой "отказ от обязательств" относительно дальнейших выводов:
Будем исходить из того, что "Суп" действительно хотел бы найти нового совладельца. Надо понимать (а Roem.ru читают многие люди, чьи бизнесы являются объектом внимания деловой прессы) что одно это уже достаточно сильное допущение. Журналист в своей работе стиснут дедлайнами и требованием «набить» полосу нужным числом знаков и поэтому доносит ту информацию, которую ему удалось добыть на момент выпуска номера. Если кого-то интересуют подробности журналистской кухни, лучше обратиться к другим источникам, но факт остаётся фактом – добросовестно донося до читателя информацию, полученную от своих источников, журналист далеко не всегда доносит до читателя истину.
Итак, что мы имеем –
- Утверждение, что Усманов хотел бы привлечь в компанию стратегического инвестора.
- Три источника, подтвердивших поиск этого инвестора
- Есть также комментарий, что Yahoo! вела переговоры о сотрудничестве с Супом, да сплыла
В принципе, всё это похоже на правду. Компания живёт не по средствам и тратит больше чем зарабатывает (по крайней мере в 2008-2009-м году у компании были убытки). Желание владельцев разделить эти расходы с кем-то ещё вполне понятно. Даже можно поверить в поиск именно иностранного инвестора – не просто так ЖЖ по внутренней инструкции строго требуют называть Livejournal. Можно поверить в то, что компания одновременно получила инструктаж по увеличению доходной части: отсюда и запуски проектов «хлебных» тематик – автомобильного Quto, технического OMGadget и туристического Redigo. Только проекта по недвижимости не хватает.
Также можно поверить, что люди из Yahoo! вели какие-то переговоры по «Супу», здесь особенно добавляет доверия то, что сейчас эти переговоры застопорились – это фирменный и давно узнаваемый стиль русского Yahoo!, где много с кем говорят и мало с кем осуществляют реальные сделки, особенно в Рунете. А если и осуществляют – то безденежные и не несущие для Yahoo! никаких финансовых рисков (такие, например, как партнерство с «Бегуном» в 2009-м году, по агентской модели)
Итого, в сухом остатке: реальных покупателей у «Супа» пока нет, но желание получить инвестора – есть. И вот это для нынешнего «Супа», особенно в том случае, если такое поведение нынешних владельцев компании устойчиво, не очень хороший признак. У нас на рынке есть пример компании, которую хотели долго и задорого продать – это «Рамблер», который от попыток продать поиск и «Бегун» Гуглу, отходил три года. И теперь ещё столько же, наверное, будет приходить в себя (не волнуйтесь, пацаны – осталось лишь два с половиной года утрясок и работы!).
Интернет-компании плохо жить и в процессе поиска инвесторов и после продажи: планы быстро пересматриваются, новый совладелец, в случае его появления, захочет запустить руки в управление, после чего опять понадобится время на притирание менеджмента с новой структурой. При этом у «Супа» есть потребности и они растут:
- Championat.ru нужны деньги, чтобы противостоять Sports.ru, влившемуся в UMH, на развитие которого средств не жалеют.
- Livejournal.com необходимо решать проблемы со стабильностью работы, вне зависимости от того, лежит он по причине DDoS или криворукости технических специалистов проекта. Ситуация когда сайт, претендующий на звание площадки для интеллектуалов, раз в несколько месяцев лежит кверху брюхом по несколько суток, сложно назвать нормальной.
- Свежезапущенным проектам (Quto, Redigo, OMG) нужна и редакционная, и техническая команда нацеленная на долгосрочный результат. Нельзя запускать каждый месяц по проекту с помощью десантников-запускаторов, а потом оставлять их на одной лишь подпитке дешёвым трафиком с ресурсов «Супа». Результаты получаются несоответствующими масштабу уже существующих проектов, если вообще получаются хоть сколько-нибудь заметными
С этой точки зрения вливание дополнительных денег в компанию, если они не просто компенсируют расходы нынешних владельцев, а добавят «Супу» возможностей по улучшению уже существующих проектов, шаг хороший.
А вот деморализовывать сотрудников ожиданием этого шага не стоило.
Юрий Синодов, главный редактор Roem.ru
По вопросам публикации текстов на темы интернет-бизнеса обращайтесь по электронной почте sinodov@roem.ru
Юра, сорри, что всреваю с мелочами, но Sports.ru не влился в UMH, если позволишь: две группы инвесторов учредили совместную компанию по развитию спортивных проектов. Что до «денег не жалеют» – то развивается сайт все же на свои.