Год, прошедший с начала кризиса, был богат на события, не только связанные с экономикой. В то время как бизнесмены, рассчитывающие на свои средства, вроде Германа Клименко, от кризиса испытывают лишь некоторое удовлетворение, живущим на заемные средства или вложившим слишком много в развитие, пришлось не сладко: кто-то борется за выживание, кто-то "режет косты".
Поисковики
Кризис оказался большой удачей для "Яндекса". "Яндексу" пришлось отказаться от IPO, запланированного на октябрь прошлого года. За тот же год удалось нарастить свою долю поиска в Рунете, как за счет роста пользователей Yandex.ru, так и за счет партнеров, вроде Qip.ru и Search.mail.ru. Может быть, при следующей попытке IPO, "Яндекс", благодаря этому, оценят подороже.
Данные Liveinternet
Google не то чтобы отказался от больших амбиций в Рунете, но начал явно озвучивать, что первенства в поиске компании не очень и хотелось. Виноград еще кажется зеленым.
Интересно здесь то, что если бы сделка по установке Google на Rambler все же состоялась, сейчас доля Google в России была бы всего лишь 27,3 процента. А год назад Google+Rambler владели 32 процентами рынка. Так что русскому офису Google еще повезло, что сделка с Rambler не состоялась: вне зависимости от того, кто ее готовил, отвечать за результат, скорее всего, пришлось бы Долгову.
Сам "Рамблер" за прошедший год упал с 9,9% до 4,2%, и, что особенно нехорошо, у компании начали уменьшаться абсолютные показатели числа переходов с поисковика. С учетом роста числа сайтов использующих счетчик Li.ru, картина выглядит особенно пугающей. Хотя в августе оптимисты могут разглядеть свет в конце тоннеля:
План по превращению "Рамблера" в ворота в Интернет не задался - или из-за того что Аркадий Морейнис, бывший его идеологом, покинул компанию, или из-за того, что планы оказались чрезмерно оптимистичными. Новому гендиректору, Ольге Турищевой, пока остается лишь разбираться с оставшимся хозяйством и с моральным климатом в компании. С учетом последних финансовых результатов (падение доходов на 18 процентов относительно аналогичного периода прошлого года, в то время как реклама в Интернете прибавила 5 процентов) времени у Ольги на исправление ситуации не очень много - Марку Опзумеру довелось порулить компанией лишь два года. При этом "Рамблер" одна из немногих компаний, котирующаяся на бирже и обязанная публиковать свою отчетность, что добавляет нервозности и ответственности.
Контекстная реклама
Ситуация с контекстной рекламой изменилась сильно, но, по большей части, изменения носили медийный характер. Полгода все думали, что Google сейчас купит "Бегун" и наконец-то получит значимый пул клиентов. Потом все перестали так думать и все вернулось на круги своя. Интриги, опять же, добавила публичность "Рамблера", который объявил, что результаты продажи контекстной рекламы упали на 24% по сравнению с прошлым годом.
Такое объявление, несмотря на прибыльность "Бегуна", поставило крест на любых попытках продать "Бегун" задорого: если оценка актива с растущими оборотами берется с потолка и умножается на ряд коэффициентов, то актив с падающими оборотами, будь он хоть трижды прибылен, имеет чисто математический предел оценки - ликвидационная стоимость плюс полученная за оставшееся время существования прибыль.
Что касается новых направлений в контексте, в них тоже все складывается, в лучшем случае, не очень определенно: "Видеоклик" ходит по рынку в поиске инвесторов, эксперименты с клименковским "Медиатаргетом" пока ведутся на ограниченном числе площадок, а контекст "В контакте" оказался таргетированной рекламой. Интересно смотреть на бодание "Блондинки" со Smartcontext.ru, но, похоже, что эти сервисы оказались расположены в крайне узких нишах, и не оказывают существенного влияния на рынок, как и не борются на нем за большие деньги.
Общее число пользователей Интернета
Самое печальное, то что Интернет сейчас вступил в демографическую яму: прирост пользователей за счет прибавления молодежи незначителен, да и аудитория эта неинтересна рекламодателям, а люди старшего возраста не всегда могут найти для себя что-то полезное в этих Интернетах.
Возможно, ситуацию исправит портал государственных услуг: общаться с государством нужно достаточно часто и по разным вопросам. Чаще всего это общение связано с очередями, бюрократией и другими вещами, которые большинство людей считают неприятными. Если же через Интернет с государством общаться будет проще, это станет весьма весомым доводом для его использования в быту.
С другой стороны, по мере восстановления потребительского спроса, можно рассчитывать на бурный рост comparison shopping, приметы которого уже обнаружены в "Яндексе", о чем рассказывал Аркадий Волож. В этот же сегмент, судя по всему, верит и создатель "Одноклассников" Альберт Попков, делающий теперь проект Sravni.ru, посвященный, правда, не выбору товаров, а банковских и страховых услуг.
Блоги и социальные сети
Существенно за прошедший год поутих шум вокруг "Одноклассников". Удивительно, что из всей многомиллионой армии пользователей никто в течение трех дней не заметил отсутствия рекламы на сайте, которую "Одноклассники" были вынуждены отключить. То ли люди вообще не замечают наличие или отсутствие рекламы на сайте (что плохо для рекламодателей), или решили ничего не говорить, чтобы не сглазить.
Дуровский "В контакте", тем временем, вполне себе превратился в окно в Интернет: это и мессенджер, и почта, и видео- /фонотека, благодаря чему большое число посетителей постоянно висит на сайте. В будущем, правда, могут быть проблемы: как-то очень злобно правообладатели начали смотреть на контент в социальных сетях, часто совпадающий с тем, что идет в эфире телеканалов и с репертуаром кинотеатров. Реальных проблем эти претензии "В контакте" еще не доставили.
Что касается блогохостингов, за прошедший год мы окончательно расстались с гегемонией ЖЖ и его властью над умами. Произошло это в силу того, что интернет-изданий развелось столько, что любого мало-мальски заметного ЖЖиста сразу вытаскивают в профессиональное поле. Только "Яндекс.Блогорейтинг" мешает забыть его окончательно, поднимая в своем рейтинге посты, которые некоторые читатели блогорейтинга видеть не хотят.
Отдельно на судьбе ЖЖ сказался распад "Супа" и построение "Коммерсантовской" блогоимперии - отношение к аудитории ЖЖ у наследников "Супа" оказалось весьма потребительским, в результате чего в ЖЖ провели существенное сокращение штатов и сделали его платформой для комментирования записей в Gazeta.ru и Kommersant.ru с возможностью ведения дневника. О дальнейшем развитии ЖЖ после этого можно забыть.
СМИ
Со СМИ, особенно новыми, в прошлом году было весело. Запустился "Слон" Леонида Бершидского, Bfm.ru Антона Носика, Dailyonline Рафа Шакирова, Infox Александра Писарева.
Наибольших успехов достиг быстродел Писарев: пока Носик и другие раскачивались, обдумывали концепции и раздавали макинтоши сотрудникам, Infox.ru был быстро задуман и сделан. Некоторой кривизны при запуске не избежал ни один из вышеперечисленных проектов, но Infox был единственным кто не только чинил баги, но и набирал при этом аудиторию.
Закономерно, что на сегодня наибольших успехов добился именно Infox.ru, который смог обойти по аудитории даже стартовавший на год ранее громкий проект Independent Media Rb.ru:
Данные Google Trends
Если Рафа Шакирова и Леонида Бершидского, делающих первые чисто интернетовские проекты сложно судить, то факт, что проект Bfm.ru, возглавляемый Носиком, плетется в этом микрорейтинге на втором месте с конца, безмерно удивляет. Можно долго доказывать, что статичная реклама приятнее глазам посетителей, но посетители на такую приятную рекламу ходят как-то плохо. То ли у Антона Борисовича все силы ушли на Whoyougle.ru, то ли Bfm.ru это проект, сделанный для галочки перед продажей "Объединенных медиа", но факт остается фактом - прозябавший в "Акадо" Писарев и новичок в интернет-медиа Бершидский, смогли обставить матерого гуру Рунета.
Что касается старичков, у них позиции изменились не сильно - на первых трех местах в рейтинге "Рамблера" остались РБК, "Взгляд" и Lenta.ru
Роль государства в Интернете
Полтора года назад я спрашивал у разных топ-менеджеров, как они относятся к возможному усилению роли государства в Интернете. Все относились к такой возможности скептически: слишком далеки были рунетчики от народа, слишком много было у них денег. Все поменялось быстро, как только начался кризис.
Осенью же нашим СМИ-лидерам пришлось доказывать государству, то, что они являются системообразующими предприятиями, чтобы перехватить денег для расплаты по кредитам. Все интернетчики с интересом стали ходить к Рыкову в Госдуму, делиться проблемами. Тут же "Рамблеру" поставили палки в колеса при попытке продать "Бегун" в Google. В целом, государство и окологосударственные ведомства весьма существенно отметились за этот год в бизнесе интернет-компаний. Даже абсолютно негосударственная конференция КИБ исчезла, растворившись в РОЦИТовском (читай - государственном) РИФе.
Помимо этого, стоит отметить усиление если не закона, то понятий на основе закона - имея в руке доказательства наличия на Mail.ru пиратского контента, ВГТРК смог выбить из портала выгодные для себя условия сотрудничества. Что, возможно, будет в итоге сделано и с "В контакте".
В то же время ФАС, например, начал обращать внимание на неадекватные цены на подключение к интернету и штрафовать очень дорогих провайдеров, а госкорпорации кинулись инвестировать в Yota, обещающую дешевый и быстрый интернет на больших территориях. Да и "Яндекс" делает попытку как-то стать официально лояльным государству, но остаться независимым.
В итоге, мы не потеряли веселые проекты вроде Top4Top, но их стало меньше. Думать про деньги люди стали больше, а выбывать бесперспективные новички стали быстрее. Российский рынок в очередной раз показал свою специфику и не дался глобальным игрокам - нехорошо пошли дела у MySpace, примирительные нотки зазвучали у Google'овцев.
Наверное, следующий год будет интересным.
Юрий Синодов, главный редактор Roem.ru
Sravni.ru не повезло — рынок потербительских/авто/ипотечных кредитов умер, компанию ему составило автострахование, и даже сиськи Лебедева не в состоянии этого изменить. На восстановление уйдет несколько лет. Хватит ли у проекта денег пережить это время и повторно раскручиваться, когда рынок оживет, непонятно. Имхо, один из итогов прошедшего «года» — отсутствие выстреливших стартапов.