28 июля сразу два новых стартапа в сфере недвижимости заявили о запуске в Рунете на фоне покупки "Рамблером" компании "АгентОН" (aktivo.ru Оскара Хартманна и MyHomeDay Кирилла Подольского).
Эта новость выбивается из череды монотонных публикаций о запуске очередных резидентов Сколково и выпускников акселераторов с периодичностью раз в месяц будоражащих какую-нибудь локальную нишу it-рынка.
Предлагаю разобраться откуда растут ноги и что же происходит на рынке недвижимости на фоне его катастрофического падения.
Краткая предыстория событий: еще несколько лет назад в Москве существовали по сути ЦИАН и Виннер, которые делили между собой рынки аренды и продажи недвижимости соответственно. Да, безусловно было много других талантливых проектов, но для упрощения истории ими в виду занимаемой доли рынка можно сейчас пренебречь. Яркой вспышкой был The Locals, ставший для переезжающих в Москву отличным шансом сэкономить на риэлторах, выросший из блога, но не приносивший доход своим основателям и развивавшийся исключительно как хобби.
Первой весточкой перемен стал Domofond.ru (май 2014 - Roem.ru), заявивший о своих правах на долю рынка и использующий всю мощь маркетингового бюджета и бесплатного траффика (а также общей базы) своего родительского Avito.ru. По сути, выделение в отдельный проект целого направления стало для "Авито" хорошим способом дополнительной монетизации, а также вызвало цепную реакцию на рынке, заставив крупные интернет-холдинги задуматься о участии в заварушке.
Последовали запуски Яндекс.Недвижимости (2011 год - Roem.ru), Рамблер.Недвижимости (2012 год - Roem.ru), редизайны и перезапуски еще пары более мелких игроков. Каждый заявлял о намерении за год изменить ситуацию кардинально, но воз и ныне там.
Что же хорошего в этой истории? В структурных изменениях самого, пожалуй, грязного рынка – рынка недвижимости. Рост конкуренции и стремление удерживать позиции заставили ЦИАН полностью обновить сайт, пересмотреть многие подходы к чистоте базы и правилах игры, а потеря позиций на периферии подтолкнула к покупке ведущих региональных площадок, в частности в Санкт-Петербурге и Самаре.
В чем же отличия между площадками? Следует разделить их по типам монетизации, чтобы понять, где же все-таки стоит искать квартиру своей мечты или пытаться сдать ее новым жильцам.
Принципиально существует несколько моделей:
1. Рекламная. По ней идут все лидеры рынка, но сделка "Рамблера" и "АгентОНа" наглядно показывает, что и крупные игроки уже задумываются о других подходах. Заигрывания "Яндекса" и того же "АгентОНа" являются этому хорошим примером.
Проблема заключается в том, что посещаемость площадок ограничена, и в условиях конкуренции им приходится закупать платный траффик или переливать его в больших объемах с головных ресурсов, чтобы потом получить деньги обратно от рекламодателей и за счет продвижения объявлений на своем сайте.
Убыточность такого подхода доходит до 80%, даже не говоря о расходах на техническую команду и менеджмент. Практически все крупные игроки рынка планируют ТВ-флайты осенью, заранее понимая, что это слив бюджетов в попытке конкуренции, но все закончится лишь очередным увольнением директоров по маркетингу за невыполнение плана, как это было в начале лета с ЦИАНом и их проваленной оффлайн-рекламной.
2. Деньги за доступ к информации. Модель хорошо показывает себя на Западе, однако готовы ли в России к ней? Единственный более менее известный проект, использующий данную модель, The Locals наконец-то стал приносить первые деньги своим создателям, однако при этом он теряет популярность семимильными шагами.
3. "Я обычное агентство недвижимости, но стою как it-проект". Запущенный MyHomeDay.com видимо решил обмануть рынок и предложить всем старую до боли модель комиссии за сдачу квартиры со всей оффлайн составляющей обычного агентства недвижимости. Судя по поднятым на раунде 3 миллионам долларов, инвесторы поверили в идею получения комиссии с владельца квартиры за найденных жильцов. Главное не повторить предыдущие аналогичные провалы и найти собственников, готовых хоть за что-то платить.
4. "Размести у нас, мы опубликуем везде". Assis.ru, он же Zipal.ru – проект пошел по модели интеграции с другими площадками недвижимости и берет деньги за продвижение объявления на всех сайтах. Работающая модель, уткнувшаяся, к сожалению, в реалии рынка, когда крупные игроки попросту отключили к себе доступ, а второстепенные площадки не приносят нужных собственникам квартир и риэлторам звонков.
5. Управление недвижимостью. Проект 33Слона.Ру пошел по схожей с Zipal моделью интеграции с другими площадками, однако зарабатывать решил на сопровождении квартир на всем периоде аренды. Модель управляющей компании на уровне отдельно взятой квартиры представляется слабо реализуемой в российских реалиях.
6. Управление активами. Лучше всех как обычно получилось у Оскара Хартмана, подошедшего к рынку с другой стороны и запустившего историю для людей, которые хотят вложить свои деньги в недвижимость, но не знают, как это делается. Умение взять западную модель и внедрить ее в России всегда были его визитной карточкой, что касается и последней сделки с другим его стартапом Carprice. Однако такая модель стоит особняком к рынку и другим проектам и ее дальнейшее развитие под очень большим вопросом ввиду катастрофического падения рынка.
Что получится из всей этой истории мы узнаем в ближайшее время, а пока что призываю всех запастись попкорном и внимательно следить за переделом рынка, слияниями и поглощениями. Радует лишь то, что в следующий раз при переезде мои шансы найти квартиру без агента гораздо выше чем год назад.
Соглашусь с Андреем и Ларисой, обзор так себе, но приятно что нас вспомнили :) Было бы неплохо, кстати, если бы кто-нибудь собрал воедино всю карту it-рынка недвижимости.
По моему мнению, деление гораздо более простое — сервисы, которые получают основную прибыль от агентов и застройщиков, работающие по рекламной модели или модели оплаты за доступ, и сервисы, нацеленные на работу непосредственно с собственниками и потенциальными жильцами/покупателями.
При всех преимуществах и доходности первых (сейчас не берем в расчет опцию «поднять выше мое объявление» в т.ч. и для физических лиц, которая есть почти у всех), рынок идет к b2c модели, заменяя посредников и агентства на прямые взаимоотношения собственник — жилец/покупатель. И это лишь вопрос времени.
Да, безусловно, рынок никогда не станет полностью прямым или полностью агентским, но пропорции меняются и этот тренд надолго.
Что же касается «укола» автора в наш адрес и его «представлений», то смею заверить, что с нашим развитием все в порядке и если не к концу этого, то в начале следующего года мы уже выйдем в плюс на российском рынке, а также продолжим выходы в другие страны, благо модель прекрасно масштабируется.