Июньский номер печатного Forbes опубликовал очерк об экосистеме «Яндекса». Поисковик разделил проекты на несколько бизнес-юнитов, но полной независимости они не имеют:
Все бизнесы вне зависимости от формы собственности и состава участников должны оставаться в экосистеме «Яндекса». «То, что построится в результате, должно помогать всему остальному», — рассказал Аркадий Волож. Менеджеры в разных проектах не конкурируют, а помогают друг другу.
В действительности, из общей формулы есть исключение. По состоянию на конец мая 2018 года большой поисковый «Яндекс» мешает бизнесу онлайн-кинотеатра КиноПоиск (с 2018 года этот проект «Яндекса» показывает фильмы, права на показ которых структуры поисковика покупают у правообладателей). На момент публикации главная страница кинотеатра в КиноПоиске на крупном рекламном блоке предлагает посмотреть 11 нашумевших фильмов. Если вводить названия этих фильмов в поиск «Яндекса», поисковик отдаст предпочтение «пиратским» копиям кино в кинотеатрах соответствующего типа, а не другим типам контента или копиям на КиноПоиске. Интересно, что потенциальному зрителю достаточна одна копия фильма, в том или ином легальном статусе. Однако «пиратские» копии, за точечными исключениями (например, ссылки на Википедию), встречаются практически на каждой строке выдачи и в графических блоках «колдунщиков». Одновременно в результатах поиска практически нет, например, логичных ссылок на подходящие кино-рецензии.
Пресс-служба «Медиасервисов Яндекса» проигнорировала вопрос «Роем!»:
— КиноПоиск будет чистить Рунет от пиратских видеосайтов? — и предпочла рассказать о совсем других планах.
Планы КиноПоиска - развитие возможностей для просмотра фильмов на сервисе. Скоро возможность просмотра фильмов и сериалов появится и в мобильном приложении КиноПоиска. По сути, КиноПоиск - платформа и он охватывает весь цикл интереса к фильмам.
На первом этапе формируется интерес — он появляется после просмотра новостей, репортажей и видеообзоров в соцсетях [примечание «Роем!»: как сказано выше, ничего подобного для 11 продвигаемых сегодня фильмов нельзя найти на первой странице с результатами поиска большого «Яндекса»], на сайте и в мобильном приложении КиноПоиска. Заинтересованный зритель, желающий увидеть премьеру в числе первых, покупает билеты в кино — билеты можно купить на вебе и в мобильном приложении КиноПоиска под iOS и Android. Вчера объявили о платных фильмах на вебе в дополнение к бесплатным.
Пресс-служба большого «Яндекса» вопрос о пиратском контенте проигнорировала и ограничилась констатацией, что «Медиасервисы Яндекса» поделились планами продукта.
Накануне Борис Веденский, главред Droider.ru, одним из первых изучивший новую «умную» колонку Яндекс.Станция, выяснил, что при помощи колонки и телевизора: «Пираточки можно смотреть прямо через Яндекс.Видео».
Возможно, пик эффективности у сегодняшнего КиноПоиска и выходящей летом колонки — это меньшие деньги, чем приносит популярность, которую поисковый «Яндекс» зарабатывает себе на поиске пиратских копий кино. Любители кино должны быть лояльными пользователями поисковика, в силу невероятного удобства и быстрого доступа к пиратским копиям фильмов.
Как сообщил РБК, глава ivi.ru Олег Туманов в ходе ПМЭФ отметил, что доля «Яндекса» в трафике топ-10 пиратских ресурсов равна 78%. В ассоциации, объединяющей крупнейшие онлайн-кинотеатры, назвали «Яндекс.Видео» крупнейшим пиратским порталом Рунета.
30 мая 2018 года КиноПоиск наиболее настоятельно предлагает посмотреть 11 фильмов, их названия упомянуты ниже. Во всех случаях большой поиск «Яндекса» готов отдать SERP (см. скриншоты) «пиратам», интересы КиноПоиска игнорируются, а сам кинотеатр, как можно понять из реплики пресс-службы, чистить Рунет, и в результате поисковую выдачу «Яндекса», от «пиратов» не намерен. «Яндекс» запретил КиноПоиску воевать с «пиратами»?
Перейти к результатам поиска в «Яндексе», для фильмов:
- Движение вверх
- Тихоокеанский рубеж 2
- Я худею
- О чём говорят мужчины. Продолжение
- Большая игра
- Три билборда на границе Эббинга, Миссури
- Дело храбрых
- Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти
- Форма воды
- Пассажир
- За пропастью во ржи
Результаты поиска указанных выше фильмов, по состоянию на 30 мая 2018 года, на скриншотах:
Странные рассуждения. Акционерам должно быть понятно, что даже если КП начнет зарабатывать, то он заработает копейки по сравнению с Поиском.
Если блокировка пираток в выдаче и поднимет заработки КП в разы, на общем PnL это не отразится примерно никак.
А вот убить лояльность аудитории, которая привыкла искать пиратки в Яндекс.Видео — это серьезный риск. Нахрена?
Впрочем, давайте смоделируем, что будет без блокировки и с блокировкой.
Чиселки предельно умозрительные и спотолочные — не нравятся мои — пересчитайте со своими.
Без блокировки:
Всего пусть у нас 10 млн любителей кино.
Пусть 0,5 млн из них — ядро КП. из них 10% — 50k сконвертятся в просмотр на КП.
Пусть 3 млн из них не знают, где чо смотреть, поэтому половина из них лезет в Поиск Яндекса и зырят что найдут. ну, скажем, 1% из них случайно попадают на КП и смотрят там. Получается 15k зрителей. Сколько из них залипнет и станет регулярно смотреть — неважно (то есть важно, но забьем для простоты).
Короч, в итоге имеем 65k зрителей на КП.
После блокировки:
Ядро КП не меняется, те же 50k смотрят сразу там.
Пиратку выпилили, народ нихрена не находит, поэтому в Поиск Яндекса в поисках кинца лезет, скажем, 0,5 млн человек. Из них доходит до КП, скажем, 5% = 25k человек.
Итого 75 тыс. зрителей на КП.
Итого: мы рискнули лояльностью 2,5 млн пользователей Поиска ради 10k зрителей КП (причем с сомнительной залипаемостью и склонностью платить).
Овчинка стоит выделки?