Максим Спиридонов, глава компании «Нетология», работающей в сфере онлайн-образования, купил отчёт у консалтинговой компании J'son and Partners — известного игрока на рынке аналитики. Спиридонов остался недоволен отчётом: по его мнению, в отчёте много ошибок, а где их нет — поверхностность.
За изрядные деньги купили очередной отчёт авторитетной консалтинговой конторы о рынке онлайн-образования в России. Ошибка на ошибке. Там где нет фактических ошибок - поверхностность. Такое ощущение, что кроме инсайдеров, никто не понимает наш рынок. Между тем, если считать все типы образования от дополнительного среднего до языкового и навыкового, объем рынка уже исчисляется десятками миллиардов рублей годового оборота и растёт на сотни процентов в год.
Posted by Maxim Spiridonov on Tuesday, 27 December 2016
Позже Спиридонов детально разобрал отчёт с указанием ошибок, которые допустили аналитики по его проектам — «Нетологии» и «Фоксфорду». Во-первых, выручка группы компаний Спиридонова «в разы больше», чем в отчёте. Во-вторых, «Фоксфорд» никогда не занимался репетиторами, хотя в отчёте написано обратное. В-третьих, основатель «Фоксфорда» указан неверно: вместо Алексея Половинкина аналитики указали Максима Древаля, который присоединился к проекту позднее. В-четвёртых, аналитики пишут (мимоходом перевирая SuperJob на SuperJon) о разовых партнёрствах с различными компаниями в прошлом, как о продолжающемся сотрудничестве. В-пятых, более чем в пять раз занижен показатель регистраций у «Фоксфорда».
Ужаснулся содержимому [отчёта] больше прежнего. Особенно той чудесной части, что касается российского рынка. По нашим проектам, «Нетологии» и «Фоксфорду» — ляп на ляпе. Подозреваю, что такие же ошибки могут быть по каждому из разобранных проектов. Также немало ошибочных заключений о рынке, вообще.
В комментариях бывший директор по образованию Mail.ru Group Дмитрий Волошин предлагает подать в суд за нанесение ущерба репутации. Спиридонов ответил, что тратить на это время не будет, да и отчёт находится в закрытом доступе.
Также свою версию возникновения таких отчётов предложил инвестор Александр Журба. По его мнению, всё начинается с того, что стартапер хочет показать инвестору большой рынок для своего проекта.
Стартапер берет исследование неведомого блогера 2006 года, достраивает кривую до 2015 с тем же углом, не забыв, чтобы выглядело убедительно, сделать впадину на 30% в 2008 году. Эту презентацию он показывает на очередном хакатоне, откуда ее копирует другой стартапер с совсем другим рынком, но похожим названием технологии (так, например, рынок мобильных игр легко превращается умножением на 2 в рынок мобильных приложений). При этом в чем разница, например, между рынком разработки софта, платформ распространения софта, продаж софта и покупок внутри софта никому, в общем-то, нет дела.
Такая операция повторяется 3-4 раза, после чего кто-то из стартаперов выкладывает это в ФБ, откуда ее забирает журналист, и, снабдив для надежности парой комментариев экспертов, взятыми за 5 минут во время перекура, выкладывает это в раздел "Рынки". Оттуда их забирает стажер аналитической компании, и, снабдив ссылкой на "отраслевой источник", выкладывает в закрытый доступ по подписке для профессиональных инвесторов. Оттуда их берут институты развития, и, через пару лет, от знакомых получает другой неведомый блогер. […]
Так и живем, в мире вечно растущих графиков натуральных показателей рынка и хоккейных клюшек роста выручки через 3 квартала от сегодняшего момента. А потом приходят оценщики и на основании будущей выручки на растущем рынке делают оценку проекта.
Добавить 8 комментариев
Может что-то и изменилось, но буквально 1-1,5 года J’son and Partners это было 2 человека. Какую аналитику они могут создавать?
Странный или наивный человек «Такое ощущение, что кроме инсайдеров, никто не понимает наш рынок.» относится практически любому рынку (особенно где нет продаж в единицах товара)
Ха-ха! Журба проницательный парень, ничего не скажешь. Только он не инвестор, а, скажем так, друг инвесторов. Их спутник.
зачем инвестору от стартапера оценка рынков ??
Начало рассказа.
Компания называется J’son.
Конец рассказа.
— Ваш X’ml and Dudes
> мимоходом перевирая SuperJob на SuperJon
есть за что ненавидеть.
Сколько заплатили за такой отчет?
Жаль, что не SuperJohn :)
Вроде бы у них цены никогда публичными не были, надо звонить в офис и спрашивать.