На SEO Conference в Казани был представлен шлем виртуальной реальности Fibrum, рассказал Roem.ru основатель компании Илья Флакс
В отличие от известного Oculus VR, производитель которого был куплен компанией Facebook, Fibrum, в существующих версиях, работает в связке со смартфонами, что с одной стороны удешевляет устройство, а с другой, требует наличия телефона. Как считают разработчики, качество изображения в Fibrum существенно лучше, чем у Oculus.
Илья Флакс уточнил Roem.ru, что подойдут телефоны с диагональю экрана 4,6-6 дюймов, при этом благодаря работе хорошего оптика в компании, им удалось сделать линзы, позволяющие без проблем пользоваться устройством людям со зрением от +5 до -5.
Илья Флакс, как и создатели Oculus, пришёл на этот рынок из геймдева: он создал компании Fibstone и Immo Games (игры для ВКонтакте). Реакция посетителей SEO conference на Fibrum была бурной: впечатлить удалось не только промо-девушек, но и мэра Казани Ильсура Метшина
Стоимость устройства должна составить около 3000 рублей. В офлайновых торговых сетях, например, Re: Store, Fibrum должен появиться до конца года, продажи через интернет откроются ещё раньше. Кроме этого в ближайшее время планируется открыть SDK для разработчиков и выложить программы для смартфонов в магазины приложений Apple, Google и Microsoft.
Добавить 41 комментарий
Oculus Rift в FullHD не фонтан, а тут предлагается смартфон с чуть меньшим в среднем разрешении использовать. Идея не нова, впрочем. А толку? Таскать с собой здоровенную дуру чтобы посмотреть на квадратные полигоны вокруг себя (а менее квадратными они в ближайшие годы на смартфонах не станут для этих задач)… ну это на любителя. А через пару лет и OR станет доступен каждому пацану с рабочих окраин не методом отбора его у гнилой интилихенции в обмен на жизнь. И будет лежать на тумбочке, пожджидая пока заворчит мощный кулер дискретной видеокарты. То есть, в общем и целом, это конкуренция с окулусом не имея никаких преимуществ перед ним (ну окромя цены и отсутствия поддержки разработчиками, а также отсутствия наличия присутствия культовых парней в конторе).
А как передается звук?
на амазоне за 5 долларов в продаже Cardboard Oculus Rift видимо воровать чужое проще чем думать в России…
Я себе с некоторым трудом представляю будущее Окулуса после его покупки Facebook — внутри таких компаний приобретения выписывают непонятные кульбиты Что до квадратности полигонов — ну не знаю… Всё же, современные разрешения вполне нормальны для пристойного качества картинки.
Fibrum ссылка на этот продукт. >Как считают разработчики, качество изображения в Fibrum существенно лучше, чем у Oculus. Сравнивают DK версии? ведь у Oculus еще нет пользовательской версии, чего тут сравнивать? Интересно как тут дело обстоит с борьбой против головной боли и морской болезни, которая возникала у Oculus на слишком медленном треке положения головы, и картинка запаздывала. Сейчас более менее пофиксили, но все равно проблема есть. Если тут просто вставляется смартфон и ничего больше не надо, то как минимум, встроенного акселерометра смартфона не достаточно будет для решения такой проблемы.
Если тут просто вставляется смартфон и ничего больше не надо, то как минимум, встроенного акселерометра смартфона не достаточно будет для решения такой проблемы. Я пробовал обе версии оккулуса и фибрум. На оккулусе задержка действительно была заметна, на фибруме никаких задержек не заметил, единственное, приложение с американскими горками немного подтормаживало и этим смазывало эффект присутствия, качели — обалденный эффект.
Коллеги, Спасибо за отзывы и оценку. Отвечу на Вашим вопросы: 1)В отличие от Окулуса, у нас нет проводов, не нужен компьютер и видео карта крутая. Подойдет любой телефон. Графика у нас лучше ем у Окулуса (Dk1 и DK2), это собственно отмечали многие посетители конференции в Казани. 2)У нас на текущий момент тоже Dev версия шлема, а коммерческая поступит в продажу до конца года 3)В нашем шлеме не болит голова и не укачивает так, как в окулусе, данный вывод мы сделали когда через наш стенд прошло более 500 человек. У людей был восторг, они звали друзей, знакомых, мы даже покушать не могли отойди, нас не отпускали посетители стенда 4)Идея в том, что в отличие от Окулуса, наш шлем можно взять куда угодно (дача, самолет, поезд …) У нас среди продуктов уже есть 3D кинотеатр, сидишь дома, вставляешь телефон в шлем, и все у тебя перед глазами экран кинотеатра размером с дом. 5)Есть уже игры с мультиплеером (где 2 и более игроков в шлемах могут играть с друг другом), есть 2 игры шутер (Western VR и Zombie Run) До конца года планируем запустить еще несколько продуктов. 6)SDK для разработчиков уже есть и сокро мы его откроем для разработчиков. В любом случае, спасибо за Ваше мнение и отзывы! P.s чуть позже выложу ролики с эмоциями людей с конференции, если интересно сейчас можно посмотреть в моей Хронике в FB ( https://www.facebook.com/flaks.ilia )
А я был у ребят на стенде в Казани и ей Богу, там оба дня был аншлаг. Сам попробовал, до этого окулус не тестил, мне все понравилось. Нет, ясно что еще сыровато, но и сами разработчики не говорят, что это финальная версия. На мой взгляд, важно что начало положено, а все остальное в руках разработчиков. От себя добавлю, демки что показывали на меня вау эффект произвели и несколько раз даже приходилось меня придерживать))))
т.е. это полторы тысячи рублей к стоимости этой фигни у китайцев за покупку сразу и отсутствие прыжков по настройке (в идеале) — ну, достаточно разумно, надо сказать.
Кстати, впечаления с оккулусом (дк1 и дк2) можно было сравнить «в живую», они были представлены на соседнем стенде.
Ребята просто молодцы! Я в тот день попробывал и Окулис и Фибрумы. Фибрумы реально лучше. Нет никаких проводов, не надо ничего часами настраивать — компактные, легкие. Изображение четче. Особенно понравились игры Горка и Качели! А учитывая то, что ребята продукт готовый создали за год командой энтузиастов — это просто прорыв! Желаю им только успехов и не останавливаться в своем движении!
http://deals.dx.com/team.php?sku=335210 зачем платить больше?
Получить дев версию этого девайса можно, с SDK которая вот вот выйдет?
2 aavezel А зачем покупать BMW 5-ку, когда у ВАЗ 2106 тоже 4 колеса, руль и педали. Дьявол кроется в деталях. Мне на стенде объяснили, что fibrum это не только шлем собственной разработки, но и уникальное ПО. Плюс, вы видели этот китайский шлем?, я нет, а вот фибрум крутил в руках, к качеству изготовления (учитывая что это dev версия) не возникло.
Мне нравится тема vr очков и я гонял и окулюсы и гугл кардбокс. Скажу одно — пока что реально круто они не выглядят. А тот что китайский ссыль в комментах это ваще оцтой. По описанию и отзывам попробовавших фибрум я могу сказать что я его хочу :)
На конференции юзал что окулус что фрибрум. Выбор в пользу фрибрума
Гаджет просто улет, я убежден что он будет на рынке номер один. Плюс абсолютно правильное позиционирование с собственным производством контента.
Коллеги, Спасибо за отзывы и оценку. Отвечу на Вашим вопросы: 1)В отличие от Окулуса, у нас нет проводов, не нужен компьютер и видео карта крутая. Подойдет любой телефон. Графика у нас лучше ем у Окулуса (Dk1 и DK2), это собственно отмечали многие посетители конференции в Казани. 2)У нас на текущий момент тоже Dev версия шлема, а коммерческая поступит в продажу до конца года 3)В нашем шлеме не болит голова и не укачивает так, как в окулусе, данный вывод мы сделали когда через наш стенд прошло более 500 человек. У людей был восторг, они звали друзей, знакомых, мы даже покушать не могли отойди, нас не отпускали посетители стенда 4)Идея в том, что в отличие от Окулуса, наш шлем можно взять куда угодно (дача, самолет, поезд …) У нас среди продуктов уже есть 3D кинотеатр, сидишь дома, вставляешь телефон в шлем, и все у тебя перед глазами экран кинотеатра размером с дом. 5)Есть уже игры с мультиплеером (где 2 и более игроков в шлемах могут играть с друг другом), есть 2 игры шутер (Western VR и Zombie Run) До конца года планируем запустить еще несколько продуктов. 6)SDK для разработчиков уже есть и сокро мы его откроем для разработчиков. 7)Касательно «на амазоне за 5 долларов в продаже Cardboard Oculus Rift видимо воровать чужое проще чем думать в России…» смешно ))) Мы то какраз придумали все с нуля и саму конструкцию шлема и линзы, и заниматься начали этим еще в конце 2013 (до покупки фейсбуком Окулуса и до кардбокса), сравнивать кусок картона с нашим шлемом, как минимум не профессионально товарищ ;) В любом случае, спасибо за Ваше мнение и отзывы! P.s чуть позже выложу ролики с эмоциями людей с конференции, если интересно сейчас можно посмотреть в моей Хронике в FB ( https://www.facebook.com/flaks.ilia )
2 Илья Флакс: По поводу сравнения с кардбокс. Почему не профессионально? У вас как и у кардбокса одна и та же технология — вывод 2х картинок для 2х глаз на одном мониторе (я правильно понимаю? на сайте ничего про технологии нет, можно только догадываться). Т.е. проблемы все те же — зависимость от точности позиционирования акселерометра (гироскопа), задержка картинки при очень быстром изменении взгляда, сложность позиционирования фокуса и другие проблемы, с недоступными, пока, для данной технологии, решениями. То что вы смогли сделать качественную модель и заказать выплавку её на фабрике Китая, не даёт очень уж больших преимуществ. За что платить то? :)
К «русскому окулусу» ещё неплохо было бы конечно разработать свою экосистему и пользовательский лайфстайл. В том смысле что на западе технология вызывает опасение прежде всего как «автобан» к полной де-социализации и разложению личности. То есть с окулусом на глазах и наушниках на ушах — полная депривация. Кто встанет с дивана после 8 часов нахождения в таком мире — науке неизвестно (зато известно классикам кибер-панка).
aavezel, Мы не делаем ничего в Китае, вся разработка на текущий момент включая производство шлемов полностью в РФ. Собственно готов выслушать Ваше повторное мнение, после того, как Вы оденете кардбокс и наш шлем ;) Также, мы помимо всего прочего, толку от шлема без приложений, которых сейчас нет ны ранке, мы же делаем и шлемы и контент под него. Спасибо за мнение! Отвечая на вопрос про Китайские аналоги и кардбокс: 1)Картинка в них выглядит в них как будто на экране ТВ, который далеко от Вас и обрамлен черным прямоугольником. 2)Нет гарантий при покупки китайского хлама, что пользователи не испортят зрения от пластиковых линз. 3)Угол обзора в китайском хламе очень маленький и нет эффекта погружения. Сам шлем тоже в 3 раза больше нашего (Не компактный, не удобен для использования)
Илья, вот Oculus очень напирает на низкую латентность как основу Presence, эффекта присутствия. Они провели кучу R&D на эту тему, начиная от подбора скоростных гироскопов и матриц с низкой задержкой, до написания собственного софта и выпуска калибратора. А как у вас с этим, если не секрет? Ведь если отбросить все эти заморочки с низкой латентностью, то всей технологии там — пластиковый шлем, линзы да смартфон с 2K экраном.
Oleg, Мы также провели множество исследований, т.к мы начали заниматься данным проектом еще до покупки ФБ-ом Окулуса, и само собой до презентации кардбокса. Каждый метр трассы в наших приложениях продуман до мелочей, чтобы не было тошноты, но при этом была приятная эмоция. Самы линзы и конструкция шлема, также менялась за время анализа, сотни раз, и перед тем как выйдет коммерческая партия, еще поменяется. Как я говорил, многие кто ранее или на конференции одевал Окулус отметили, что в Окулусе укачивает и подташнивает, у нас такого эффекта они не заметили, при этом эмоция была и погружение в виртуальную реальность также состоялось.
> шлем собственной разработки Конечно, скорее всего адаптация и доработка подобного изделия, с улучшенной оптикой, деталями и своим ПО. За год сосбтвенные такие изделия для массовой аудитории сделать невозможно. Вообще было бы интересно, если бы Илья рассказал про процесс создания.
varg, Могу абсолютно искренне сказать, что это никакая не «адаптация и доработка подобного изделия», как я говорил выше мы сделали все с нуля (и саму конструкцию шлема и линзы), а по времени чуть меньше года ушло. Да не спали ночами, и работали в режиме НонСтоп. Скоро напишем статью как мы это делали и создавали, через что прошли, какие эксперементы проводили итд.
Если все так, то это эпик вин. Молодцы! От души желаю успехов.
@Fibrum, в существующих версиях, работает в связке со смартфонами, что с одной стороны удешевляет устройство@ Простите, к вопросу удешевления — каковы минимальные требования на смартфон? Сдается мне, что смартфон+фибрум выйдет заметно дороже Oculusa. Ну и показательной кажется фраза «каждый метр трассы в наших приложениях продуман до мелочей, чтобы не было тошноты, но при этом была приятная эмоция». Сдается мне, что Oculus пытается сделать универсальный инструмент, а здесь — остроумная игрушка с существенным эффектом новизны. Как, скажем, у фибрума с positional tracking? Впрочем, это не умаляет заслуг, по разработке продукта, софта и маркетинга. P.S.: «Нет гарантий при покупки китайского хлама, что пользователи не испортят зрения от пластиковых линз» — готов биться об заклад, что линзы в вашем продукте из поликарбоната, сиречь пластиковые. :) Правда, глаза этим не испортить — это лучший на сегодня материал для линз, но смешно.
А что по-настоящему печалит, так это то, что людям недостаточно рекламировать себя как просто хороший продукт, непременно надо выдать свой леденец за швейцарский шоколад. «Как считают разработчики, качество изображения в Fibrum существенно лучше, чем у Oculus.» Угу, а если в него всунуть смартфон типа вот этого: http://www.citilink.ru/catalog/mobile/cell_phones/965240 оно все равно будет лучше, чем у Oculus? За счет магии Fibrum, да? Заслуги разработчиков в качестве изображения — процентов десять, остальное принадлежит Apple/Samsung/и т.д. И про «комфорт со зрением от +5 до -5» тоже очевидная фигня — в лучшем случае это может означать, что их оптическая схема сочетается с очками (что плюс), но носить такие конструкции поверх очков удовольствие ниже среднего.
@Илья Флакс А расскажите из чего состоит шлем? Кратко хотя бы. Мне очень интересно как наладили процесс доработок с изготовителями опытных образцов и где нашли мощности которые готовы доводить до серии не самые простые изделия, как писали ПО при этом, где физически находились участники процесса, компоненты разрабатывали разные команды или одна все изделие.
Наглядно состав такого шлема можно посмотреть здесь https://cardboard.withgoogle.com/ Здесь то же, но в пластике.
Внимательно прочитал пост и комменты. Очень удивляют три вещи: 1. Почему все сравнивают Фибрум с Oculus Rift? Судя по описанию, ближайший конкурент — это vrAse. Судя по картинке, эргономика у Фибрума поинтереснее — вот об этом бы и поговорили. 2. Цена в 3000 рублей представляется завышенной — особенно при наличии CardBoard за 8 баксов и кучи клонов в виде опенсорсных файлов для печати на принтере. Справедливости ради, vrAsу тоже стоил тех же денег на кикстартере. Хочется понять — почему? 3. Самое непонятное — с софтом. Зачем какой-то особый SDK, если уже есть неплохой проект Durovis Dive, под который есть туева куча игр. Не припомню, правда, мультиплеера, это да.
Вы уж меня простите, но пока вся критика, как, к слову, и комплименты, не имеют по большому счету никакой силы. Пока кто-то, чей авторитет не подлежит сомнению, не протестирует Окулус, Кардборд и Фибрум, все прогнозы — не более чем гадания н кофе. Перед нами факт — российские разработчики создали что-то свое и это само по себе круто. На данном этапе самый занимательный вопрос следующий — каковы должны быть характеристики смартфона.
Мне кажется часть комментаторов в неадеквате. Шелм за 3 000 рублей позволяет вам посмотреть кино в 3d с вашего смартфона или поирать в простенькую игру в 3д — да почему бы и нет. Конешно пока поддержка таких шлемов в каком нибудь юнити не найдется игр будет очень мало — да они и не нужны — фильмы в 3д — это 90% успеха. Надо понимать что игры также ограничиваются отсуствием контролера — очень мало игр например на андройде поддерживают блютуф геймпады. Так что фильмы — фильмы и иеще раз фильмы
3000 ? А стоимость смартфона? Бесплатно что ли? без смартфона это кусок пластика.
Молодцы. Идея крутая, но нужен очень мощный международный пиар. Пока я с уверенностью заплатил бы больше в 4 раза ($300=12000р. против 3000р.) просто за то, что контента на Окулус ожидается на порядок больше. Даже если вы сможете в быстром темпе выпускать 3-4 игры в год, это никак не сравнится с мировым сообществом разработчиков, тем более с играми студий, которые выпускают Doom, Quake, HalfLife. К сожалению, быть просто технически лучше и дешевле не будет достаточным.
Аналог за 3000 рублей? Зачем, когда есть дешевле! Сделан умельцами из города в Чувашии полукустарным способом, но тем не менее. Стоимость — 1200 руб. Называется VRS Slim.
Хотелось бы уточнить: 3000 р. это цена без стоимости двух смартфонов?
Я вам больше скажу: это цена без стоимости десяти смартфонов!
Кстати, в гонку VR вступила Carl Zeiss. Уже в декабре по 99$.
Что именно «в декабре по 99$»? Шлемы VR существуют как бы не с восьмидесятых, с начала этого века уж точно в качестве продукта для массового рынка. Но толку-то.
Что именно «в декабре по 99$»? —————————————————- ‘Carl Zeiss создала собственный шлем виртуальной реальности с поддержкой большого количества смартфонов» http://itc.ua/news/carl-zeiss-sozdala-sobstvennyiy-shlem-virtualnoy-realnosti-s-podderzhkoy-bolshogo-kolichestva-smartfonov/