Ольга Турищева и Марк Опзумер - два самых странных директора в "Рамблере". Мы, конечно, знаем о качествах этих людей намного меньше, чем менеджеры "Профмедиа", принимавшие решения об их назначении, поэтому используем просто слово "странные".
Марк Опзумер, проработавший в "Рамблере" с марта 2007-го до марта 2009-го, имел опыт работы в Интернетах, управлял Yahoo! Europe, который сложно отнести к удачным проектам. На том, что он не разговаривал по-русски и управлять компанией предпочитал из Лондона, а не Москвы, где бывал периодически налетами, его "странность", в общем-то и заканчивалсь.
Ольге Турищевой было тяжелее: она русский язык знала, и знала что про нее пишут. А дежурным пунктом в описании ее деятельности было пренебрежительное отношение к тому, что она является выходцем из телеком-компании - после того, как Golden Telecom уморил у себя на руках Aport, отношение к телекомщикам у интернетчиков, мягко говоря, настороженное.
Но, о том что удалось, а что нет Опзумеру, поставившему все на несостоявшуюся сделку с Google, мы уже писали. Если бы "Рамблеру" удалось продать "Бегун" Google и поставить поиск Google на свой сайт, Опзумер явно оказался бы победителем, которых не судят. Но не вышло. С тех пор события развивались, наиболее близко к следующему сценарию: С компанией ничего фатального не происходит, она оказывается способной в своей относительно небольшой нише генерировать деньги для поддержания собственной жизнедеятельности или тихо проедает накопленные запасы, и через 5-10 лет становится маленьким по меркам всего Рунета проектом, масштаба сегодняшней Lenta.ru. (написано в 2009-м году).
Что сделано
Тем не менее, на этом пути Турищевой удалось что-то сделать, и вообще, продемонстрировать в целом понимание того, какие проблемы у компании есть. В основном, конечно, это проблема "кармы", духа в компании. Проиллюстрирую это на одном примере: в "Яндексе", как и в "Рамблере", есть своя внутренняя бюрократия. Чтобы выпустить пользовательский сервис, надо долго мучаться, к примеру, с юристами, которые будут долго и задумчиво сочинять "правильное" EULA, не особо обращая внимание на желание сделать все побыстрее.
Однако, если в "Яндексе" это воспринимается как одна из задач, которую надо преодолеть на пути выпуска проекта в свет, то в "Рамблере" такая преграда скорее была бы воспринята как повод ничего не делать. Потому что решение осуществлять проект принял один директор, а пока все возятся и утверждают технические вещи - будет уже другой. И кто знает, может быть, ничего и не надо будет делать.
Бурная хантинговая активность "Рамблера", пришедшаяся на вторую половину прошлого года, должна была помочь решить эту проблему. Да, конечно, в один момент устоявшееся мнение не меняется. Да, над пришедшими в компанию людьми шутили по-доброму и по-злому. Но попытка что-то изменить в духе "Рамблера" - была. Не хватило системности (а может быть - выделенного бюджета) и, наверное, времени - Ольга оказалась самым краткосрочным управляющим "Рамблера".
Вот ведь странно: за менее чем трехлетний срок я пишу уже вторую статью о смене топ-менеджмента в "Рамблере". Ни в "Яндексе", ни в "Мейле" - еще ни разу (да и за 10 лет бы про них по этому поводу не написал), а в "Рамблере" уже второй раз за три года. На все остальные крупные проекты приходится ровно столько же смен директоров: Каплун сменил Ровенского в РБК, и из "Одноклассников" ушел Альберт Попков - и все, больше гендиров не меняли.
На правление Турищевой пришелся делистинг "Рамблера" с биржи, присутствие на которой обременяло компанию как в PR-смысле (редко чем можно было хвастаться), так и в финансовом - обслуживание присутствия в листинге на LSE требовало денег. Тем не менее, "Профмедиа", да и "Рамблер", периодически рассказывают о финансовых показателях компании.
Портал был окончательно переведен на медийные рельсы: основное содержание проекта сейчас представляют новости, при этом, что интересно, как и многие другие СМИ, Rambler начал закупать трафик в системах обмена. Развитие поиска в "Рамблере", похоже, остановилось навсегда. Доля на рынке падает, и, уже без всякого сомнения, снижаются и абсолютные цифры трафикогенерации поиска "Рамблера":
Обвинять в этом Турищеву бессмысленно: все было запрограммировано еще при Опзумере, когда на поиск забили, имея в виду переход на Google. Тем не менее, ряд сервисов (Vision, Фотки, Top100) были обновлены, в том числе и при участии "кадрового набора" осени 2010.
Что будет
Хотелось бы дать точный прогноз, но быть уверенным во многих вещах здесь невозможно. С учетом отбора у "Рамблера" бэк-офиса можно ожидать, что решения будут приниматься дольше (читайте выше про бюрократию). Очевидно, что юрист, сидящий в офисе "Профмедиа", в первую очередь будет думать о "Профмедиа", а не о каком-то "Рамблере", до которого с Остоженки, где располагается офис ПМ, два дня на собаках.
Наиболее же интересно, как будет сосуществовать "Рамблер" и "Афиша" под одной крышей, как будут разделены полномочия и ответственность между менеджерами разных компаний. Потому что если "Рамблеру" придется пережить еще один этап "настройки отношений" внутри коллектива, показатели кармы вполне могут достигнуть новых, немыслимых ранее, значений.
Юрий Синодов, главный редактор Roem.ru
Редакция всегда готова предоставить возможность высказаться о происходящем самим участникам событий: sinodov@roem.ru
В этой истории с объединением самый интересный вопрос: кто кого «осеменит» своей корпоративной культурой — задорная Афиша (которой удается выживать и хорошо себя чувствовать даже после некрасивых историй с увольнением гендиректора) — Рамблер, либо прогнивший Рамблер — Афишу. Хочется, конечно, верить в лучшее, но при смешивании бочки меда с бочкой …..ээээээ….. дегтя две бочки сладостей обычно не получается. Кроме того, делать хороший сайт про досуг и хороший всерунетный портал со своим поиском, блэкджеком и шлюхами — вещи несколько разного масштаба. Либо эта история с объединением связана с желанием акционеров срезать косты и удлиннить ебидту (что на Профмедию очень похоже), тогда это означает уже окончательные похороны Рамблера. Следим за динамикой галочек «Ищу работу» у рамблеровцев.