YotaPhone, который позиционировался как отечественная альтернатива топовым смартфонам Apple и Samsung так и не смог стать массовым продуктом. Различные источники называют цифры продаж, начинающиеся всего от нескольких сотен устройств в месяц, но большинство экспертов в последнее время сходятся во мнении, что эксперимент по созданию первого российского смартфона пора признать неудавшимся. Рустэм Хайретдинов, предприниматель-маркетолог корпоративных решений в области безопасности описывает, каким могло бы быть будущее "русского айфона" если бы он позиционировал себя как "русский блэкберри".
***
В корпоративной мобильности в России царит сплошной BYOD [bring your own device - концепция, при которой сотрудник использует решения для корпоративных задач свои личные гаджеты], но в нынешней политической обстановке полагаться, что полностью контролируемый американской компанией (одной, другой или третьей – не так уж важно) гаджет для домохозяек можно обезопасить в корпоративной среде с помощью навесных приложений – это из разряда «совы и глобуса».
Ниша "русского блекберри", то есть около-государственного корпоративного защищённого смартфона до сих пор свободна. Начавшаяся как «наш ответ Apple» Yota Devices с единственной моделью ушла в ритейл, который потребовал колоссальных вливаний, и в результате нескольких раундов инвестиций компания стала китайской со штаб-квартирой в Канаде. Последователей что-то пока не видно, хотя на волне патриотизма и здоровой паранойи «русский блекберри» мог бы стать лидером на рынке в десятки миллионов штук, то есть в миллиарды долларов.
Вспомним, с чего начинала BlackBerry, – мобильный защищённый доступ к корпоративным ресурсам. Когда компания выдаёт вам мобильный терминал, как некрасивый, большой и громоздкий, но единственный способ работать удалённо, то вас не беспокоит отсутствие вау-фактора и нищий ассортимент: изначально у BlackBerry было всего две модели – дешёвая и дорогая. Почему бы не повторить это в России?
Чтобы выпустить такой такой телефон, помимо воли и административного ресурса, нужны: специальная сертифицированна сборка операционной системы, ГОСТ-шифрование, централизованное управление, DLP модуль, закрытый магазин корпоративных приложений: – почтовый клиент, защищённый браузер, мессенджер, мобильный клиент 1С, погода и т.д. Достаточно запретить доступ к внутриведомственным ресурсам, включая электронную почту, с любого устройства, кроме сертифицированного – как спрос на этот гаджет подпрыгнет до небес – чиновники уже привыкли к мобильности.
А как же Angry Birds и Instagram? Как это было в нулевых в США – чиновники будут ходить с двумя телефонами - один корпоративный, с доступом во внутренние информационные ресурсы, и один свой, без доступа к корпоративным ресурсам вообще.
Что ожидает победителя? По моим оценкам от миллиона до трёх миллионов пользователей (госкомпании плюс оборонка), то есть несколько миллиардов долларов гарантированного сбыта сразу, в первый же год.
Если ограничиться одной моделью, то на таком количестве устройств можно и добиться очень хорошей цены, и отладить продукт настолько, что за следующей версией потянутся и крупные около-госы - банки, нефтяники, машиностроение, энергетика. Это ещё несколько миллионов пользователей, для которых уже можно расширять ассортимент, а чехлы, гравировку, защиту и ремонт обеспечит малый бизнес, создав ещё рынок в миллионы долларов. Можно ещё, копируя ноу-хау Apple, сделать коннектор зарядки проприетарным и быстро ломающимся, что создаст рынок ещё и для миллионов проводков (шутка).
Разработать такое устройство на стандартной элементной базе недорого – половина операторов увлекается выпуском собственных моделей телефонов и планшетов. Гораздо дороже выбрать для него правильную операционную систему. Если брать за основу специальную сборку Андроид, то могут возникнуть юридические проблемы – это только в рекламе от Гугл её называют бесплатной, нюансов там довольно много. Можно делать свою ОС на базе клонов Linux (для одного конкретного устройства это сделать проще), но важно не упустить время – сегодняшнее окно возможностей долго не будет открытым.
Оговорюсь, что речь не идёт о создании мегазащищённого устройства для доступа к гостайне, а лишь о прямом запрещении удалённого доступа к ведомственным системам через несертифицированные (читай – контролируемые американскими компаниями и их разведслужбами) устройства.
Продажи такого устройства практически не требует затратных форм продвижения типа телерекламы и выставок – в закрытой нише устройства продают себя сами. Есть многолетний опыт продаж «окологосударственных» средств защиты информации, построенных, кстати, на стандартной элементной базе, есть «рынок» счётчиков ЖКХ, «Платон» и т.п.
Возможно, в недрах Ростеха или Ростелекома уже готовится такое устройство. А если нет? Мне, как любителю маркетинга, безумно жаль видеть как упускается возможность на ровном месте создать рынок.
> Незаметная это ниша, практически несуществующая. Потому что чукчей-писателей намного меньше, чем чукчей-читателей.
Нет, не потому. На самом деле потому, что это тупо дороже для производителей — как только появляется клавиатура, то бизнес-модель «возьми китайский OEM-телефон, сделай корпус со стразами и продай с 30% наценкой» уже не работает.