Аскар Рахимбердиев, CEO МойСклад: Облачные технологии легко приспособились к кризису, но не к теряющим деньги клиентам

Развитие событий: 5 основных нюансов миграции в облако: рекомендации для IT-директора (16 ноября 2017)

Уже больше полугода мы живем в неоднозначном 2015, в котором все предрекали российскому бизнесу если не крах и гибель, то как минимум жалкое существовование. И IT-рынку, конечно, тоже. В этом тексте я и мои коллеги расскажем о том, как чувствуют себя российские облачные компании сейчас и как на этот бизнес повлиял пресловутый кризис.

МойСклад

Декабрь 2014 для всех был достаточно нервным месяцем: рубль падал, многие компании задумались о сокращениях, люди экономили деньги. Самым плохим периодом стало не начало 2015 года, а декабрь, когда у нас было чрезвычайно мало новых клиентов. Для меня это неудивительно: при скачущем курсе рубля новый бизнес в торговле запустил бы только очень смелый человек.

В январе и феврале ситуация нормализовалась. С марта мы стали наблюдать рост. Тогда закрылось немало нежизнеспособных компаний — тех, кто не смог пережить эпопею с курсом рубля и санкциями. Но на их месте начали появляться новые. Процесс открытия небольших бизнесов — очень быстрый.

В итоге за первую половину года мы выросли на 40%. Почему? Во-первых, наш малый бизнес похож на крыс среди динозавров: первые лучшее адаптируются к катаклизмам. Во-вторых, МойСклад доказал свою полезность: если в кризис спрос растет, значит продукт действительно нужен.

Как мы можем помочь своим клиентам выживать в кризис? Запускаем новые возможности, которые помогают меньше тратить и больше зарабатывать.

Битрикс 24

Сергей Рыжиков, генеральный директор интернет-сервиса Битрикс 24:

Вопреки кризису мы сильно растем: больше чем на 250% в России, более 500% в Украине и на 200% на международном рынке. Мы не очень гадаем над причинами, но, наверное, бизнес просто начал менять стиль работы и переходит на современные интернет-системы коммуникаций, принятия решений, управления компаниями.

2015 для нас — это год развития на международных рынках. Открываем для себя Китай и Бразилию. Особое внимание уделяем Индии: на сегодня Индия уже на втором месте после США по выручке. Планируем открыть два дата-центра в России и переводим в них весь домен bitrix24.ru для соответствия закону о персональных данных. Малый бизнес мы поддерживаем бесплатным тарифным планом на 12 человек.

Мое Дело

Сергей Панов, генеральный директор интернет-бухгалтерии Мое дело:

Скачки валюты в конце 2014 отразились на новых продажах Моего Дела спадом в ноябре (тогда строить планы на бизнес было сложно) и неожиданным взрывным ростом в декабре. В новый год, похоже, все входили с твердым желанием активно работать.

Далее все напоминало нормальную сезонность. С одной поправкой: число закрывающихся компаний выросло на 10%, что с лагом в месяц компенсировалось ростом новых компаний и ИП. В новых реалиях принимать решение людям пришлось быстрее: закрыв один бизнес, они открывали другой.

Мы сами в первом полугодии сократили издержки на 30%, а выросли на 28% — при наших объемах это весьма существенно. Все наши продукты стали прибыльными в расчете на клиента.

amoCRM

Михаил Токовинин, генеральный директор amoCRM:

Бизнес amoCRM растет на сотни процентов в год с момента основания. И все равно каждый раз, к каждому кварталу я подхожу с некоторой опаской и смотрю на плановый рост с недоверием. «Ну не знаю, — говорю я, — будет ли оно продолжать так расти?»

И хотя умом я понимал, что этот кризис в краткосрочной перспективе для нас выгоден (мы делаем решение для увеличения продаж, наши основные конкуренты — западные компании с долларовыми ценами), все равно заложил в планы на этот год некоторое снижение темпов роста. А вышло увеличение.

Сейчас мы растем быстрее, чем год или два назад. И хотя это все приносит нам много хлопот и суеты (нужно постоянно меняться, нанимать людей и делать то, что вчера еще мы делать не умели), все это приятные хлопоты. Единственное, что нас действительно беспокоит, это количество бизнесов, которые есть в Росссии. Нам надо больше предпринимателей, а есть вероятность, что их количество расти не будет.

Из ответов коллег по рынку очевидно, что бизнес облачных компаний в кризис не пострадал и продолжает хорошо расти. Но это, к сожалению, не говорит о том, что проблем нет у наших клиентов. Маленькие компании быстро закрываются и быстро открываются.

А для нас это выглядит так: отвалился один клиент — на его место пришел другой. Это плохо, так как, по сути, люди беднеют и не могут развивать свое дело, плюс мы, вендоры, недополучаем то, что могли бы получать при благоприятных экономических условиях.

Добавить 5 комментариев

  • Ответить

    Не знаю, насколько осознают это коллеги, но наблюдающийся рост вызван не какими-то особыми кризисными условиями, которые как-то влияют на поведение клиентов — это просто сухой остаток в противостоянии глобального тренда роста SaaS и локального падения экономики РФ. Если бы в России все было хорошо, у SaaS все было бы еще лучше.

  • Ответить
    zulic barvanet

    Ха! Все такие растущие, шо прям страшно :) А особенно Битрикс. Про 500% на украинском рынке порадовало. Он только забыл написать по бесплатность всех этих аккаунтов и про ужасно низкое время их жизни.

    Ребят, я понимаю, что надо понтануться, но не на столько. Вы хоть придумывайте так, что-бы на правду было похоже

  • Ответить

    Ну, проценты однозначно завышены, притом в разы!
    Но рост однозначно наблюдается, говорю как директор УчетОблако.
    Кризис с ростом никак не связан, разве, что частично.
    Причина одна единственная — технический прогресс!