Почти год назад, 4 июня 2014, на Московской Бирже (MOEX) начались торги акциями «Яндекса», которые до этого уже торговались на NASDAQ. За прошедший год объем торгов в Москве оказался в сто раз меньше объема в Нью-Йорке.
Средний дневной объем торгов акциями «Яндекса» на MOEX за период с 4 июня 2014-го по 18 мая 2015-го составил около 30 тысяч акций, медиана — 18 тыс, всего за период — 7 млн. За тот же период на NASDAQ средний ежедневный оборот составил 3 млн акций, медиана — 2.67 млн, всего — 739 млн:
Динамика торгов в Москве, впрочем, показывает постепенный рост объемов:
Летом прошлого года и «Яндекс», и выступивший маркет-мейкером «Финам», не скрывали оптимизма. Официально «Яндекс» говорил о поддержании интереса российских инвесторов:
«Появление акций Яндекса на Московской Бирже отвечает потребностям российских инвесторов и интересам компании, — говорит Аркадий Волож, генеральный директор Яндекса. — Мы рассчитываем, что сможем расширить круг инвесторов и повысить интерес к нашим акциям».
Неофициально в лидирующей российской интернет-компании даже мечтали о попадании в индекс MSCI Russia:
В «Яндексе» не скрывают, что включение в индекс MSCI Russia было одной из целей листинга в Москве. Источник в компании уточнил, что переговоры с MSCI Russia и смена правил вхождения в этот индекс задержали московский листинг и, кроме того, в конце 2013 г. в компании полным ходом шла подготовка к выпуску конвертируемых облигаций.
В «Финаме» рассматривали «Яндекс» как кандидата в высоколиквидные «голубые фишки»:
Маркетмейкер оптимистичен по поводу будущего «Яндекса» на Московской бирже. «Ации «Яндекса» стабильно входят в десятку наиболее торгуемых нашими клиентами на NASDAQ. Думаю, в России у компании есть шанс войти в число голубых фишек», - надеется предправления «Финама» Владислав Кочетков.
По прошествии года очевидно, что оборот на MOEX в десятки раз меньше уровня, требуемого для включения в MSCI Russia: ATVR - показатель объема торгов бумагами «Яндекса» на MOEX - по самым смелым оценкам составляет около 0.5%, вместо требуемых 15-50%.
Кроме того, «поддержание интереса» у российских инвесторов, как выяснилось, несет риски для компании и её западных акционеров - об этом «Яндекс» предупредил в отчетности за 2014 год.
В отчетности менеджмент предупреждает, что листинг в Москве налагает новые требования по раскрытию информации и эти требования могут противоречить требованиям американского регулятора SEC и биржи NASDAQ:
Because of the secondary listing of our Class A shares on the Moscow Stock Exchange, we are subject to additional disclosure and compliance requirements that may conflict with those imposed by the SEC and NASDAQ
В «Яндексе» отмечают формалистский подход Московской Биржи в плане требований к эмитентам, неопытность биржи в применении этих требований к иностранным компаниям (головная компания "Яндекса" инкорпорирована в Нидерландах) и риски неисполнения требований биржи уже самим «Яндексом»:
In addition, many of the obligations imposed by the Moscow Stock Exchange are formalistic in nature, and that exchange has limited experience in the application of its requirements to companies incorporated outside Russia. As a result, we may not be able to comply with all formal obligations in a manner that is consistent with the requirements or interpretations of that exchange.
Кроме того, листинг в Москве создает предпосылки для арбитража между площадками, что может привести к флуктуациям котировок:
In addition, this secondary listing may create opportunities for trading arbitrage, particularly in connection with currency fluctuations between the trading in U.S. dollars on NASDAQ and in rubles on the Moscow Stock Exchange, which could impact the trading price of our Class A shares.
Это довльно интересное замечение, учитывая, что ни сама компания «Яндекс», ни кто-либо из акционеров не предлагал на продажу акции в связи с их листингом на Московской Бирже, и именно за счет арбитража между биржами и предполагалось появление ликвидности на MOEX.
Контракт «Яндекса» с «Финамом» о поддержании цены на MOEX истекает 3 июня. В компаниях не стали комментировать вопрос о его продлении. Однако, Тимур Нигматуллин - финансовый аналитик ИХ «Финам» по направлениям macroeconomics, IT & consumer - сохраняет оптимизм относительно будущего «Яндекса» на Московской Бирже:
На мой взгляд, у Яндекса по-прежнему есть хорошие шансы для того, чтобы войти в число голубых фишек на Московской Бирже. В торговом «стакане» по инструменту исторически сохраняются узкие спрэды. Мы видим устойчивый интерес к бумагам со стороны розницы. На этом фоне компания получила первый уровень листинга на российской площадке. По сути, для кардинального увеличения объема торгов по бумагам необходимо дождаться возвращения на российский рынок институциональных инвесторов, которые ушли на фоне ухудшения геополитической обстановки. Возможно, по мере нормализации обстановки, мы увидим постепенное перетекание ликвидности с NASDAQ.
Также, стоит отметить, что бизнес Яндекса связан с продажей рекламы т.е. имеет ярко выраженный циклический характер в зависимости от экономической конъюнктуры. Таким образом, по мере выхода экономики из рецессии и, соответственно, улучшения финансовых показателей компании - можно будет наблюдать всплеск интереса к акциям.
(12:00 28 мая добавлен ответ "Яндекса")
В "Яндексе" считают, что часть задач выполнили:
Когда бумаги Яндекса получили допуск к торгам на Московской бирже, мы говорили, что одна из наших задач – дать возможность торговать нашими акциями тем инвесторам, для которых доступ к торгам на NASDAQ сложен или не оправдан. Мы считаем, что эта задача была решена.
Что касается попадания в индекс MSCI Russia - изначально мы предполагали, что объемы торгов на MOEX не будут в краткосрочной перспективе достаточными для включения бумаг Яндекса в индекс MSCI.