Ещё в 2001-м году компания ICQ имела 100 миллионов зарегистрированных пользователей (точнее аккаунтов), что позволяло ей называть себя "most popular online communications community and international service", а в наши дни компания год за годом рапортует о снижении своей пользовательской базы, которая упала до 12 миллионов пользователей в месяц.
Что произошло такого, что лидер рынка превратился в колосса на глиняных ногах? В основном все склонны винить конкурентов, например Skype, c его удобной голосовой связью. Однако основные потери ICQ пришлись не на период взлёта Skype, а на расцвет мобильных платформ. Почему?
Дело в том, что мобильные устройства с синхронизацией контактов радикально изменили способ использования мессенджеров. Раньше было так: пользователь устанавливал программу, после чего долго и мучительно собирал список контактов. Самым большим несчастьем у юзеров ICQ была потеря пароля и списка контактов (особенно у тех, кто пользовался альтернативными клиентами).
Всё изменилось с появлением мобильных телефонов с синхронизацией контактов. Если на десктопах контакты записывали самые упёртые контрол-фрики, то на телефонах, волей-неволей, всегда приходилось держать телефоны родных и друзей. (Желающих запоминать наизусть десятизначные номера находилось очень мало). Однако если во времена java2me доступ к контактам был или очень ограниченным или невозможен, то на iOS и на Android для сервисоделов наступило полное раздолье: нажатием одной кнопки пользователь полностью отдавал все свои контакты в распоряжение разработчиков.
Результат? Социальный граф самых необходимых людей оказался записан именно в телефонной контактной книжке. Доступ к которой не может ограничить никто кроме пользователя. Все остальные попытки компаний по получению сведений о пользователях дополняют профиль куда менее ценной информацией, или даже замусоривают сведения о круге общения пользователя. Например, Google автоматически добавляет в контакты корреспондентов, которым вы что-то написали один раз, что имеет весьма сомнительную ценность. Лично у меня список корреспондентов превышает 2000 человек, при том что число действительно близких мне людей укладывается в несколько десятков.
Мессенджеры же превратились в игру "царь горы" - никакие предыдущие заслуги не помогают поддерживать статус лидера рынка: решает исключительно способность раздать свою программу максимальному числу пользователей и соответствовать их ожиданиям. При этом, оказывается, что потребности у людей разных возрастов различаются кардинально. Но влияние возраста на потребительские привычки пользователей современных сервисов это отдельная тема.
Не все осознали инфляцию "накопленного пользовательского опыта" и совершенно напрасно.
Юрий Синодов (sinodov@roem.ru)
Редкий случай, когда мнение автора
совпадает с мнением редакции
Вначале был интернет… Потом появились соцсети. Потом появился мобильный интернет. Сейчас зазвучали мессенджеры и вроде бы все поняли, ага… вот что наступило после соцсетей. Но при той гонке технологических вооружений, вроде бы все научились думать сразу на два-три года вперед — итак, что будет после мессенджеров? Ваши ставки, коллеги? Моя ставка — неприватные мессенждеры. Дуров сделал ставку на тотальную приватность в Телеграме, паразитируя на идее уязвимости нынешней территории приватности. На этой идее в свое время долго выезжал Skype, трафик которого «нельзя было прослушать», так как он как-то там «собирался только на клиенте». Мифы, мифы, мифы… Ассанж и Сноуден (которого троллил Дуров своим приглашением во Вконтакте) — могли бы стать создателями убийц Телеграма и WhatsApp. Идея проста — твое сообщение доступно к прочтению любым пользователем, без ограничений. Фишка для присловутой «монетизации» — возможность отправить свое сообщение случайному пользователю миллиардной аудитории и получить взамен одно случайное сообщение.