Приложение ВКонтакте для iPhone перестало служить музыкальным плеером. Обрубленные музыкальные возможности вылились из требований Apple. Корпорация разрешила опубликовать в App Store только приложение в версии без фонового проигрывания музыки. При выключенном экране, или при свёрнутом VK — музыка не звучит, — объяснил ухудшение пользовательских возможностей пресс-секретарь сети Георгий Лобушкин газете "Известия", но за счёт этого приложение прошло модерацию магазина.
Издание привело мнение директора региональной общественной организации «Центр интернет-технологий» (РОЦИТ) Сергея Гребенникова:
Apple получила большую власть, создав мощную экосистему, в которой устанавливает выгодные для себя правила, — говорит Гребенников. — Компании должны либо бороться с этими правилами, либо по ним играть. Если развитие пойдет по второму сценарию, это будет плохо для пользователей. ВКонтакте оказалась в подобной ситуации.
Ухудшение приложения ВК предваряет возможный запуск так называемого iTunes Radio (или радио Beats Music).
По слухам Россия попала в "первую волну" перезапуска этих продуктов самой Apple, намеченный, якобы, на лето 2015. Обе стриминговые инициативы Apple уже известны, но недооценены на фоне Spotify в разных регионах мира, и (или) фоне сервиса Pandora в США. Так в начале 2015 в Штатах популярность сложенных вместе iTunes Radio и Beats не дотягивает даже до половины американской популярности Pandora.
В мае 2015 года американской прессе, департаменту юстиции и федеральной торговой комиссии США, стало известно, что Apple пыталась ухудшить условия контрактов между Spotify и мейджер-лейблами. Трактователи сочли, что купированный и зажатый лейблами Spotify поможет продвижению перезапущенных продуктов Apple.
В России не Pandora и не Spotify, а ВКонтакте значимый источник музыки. Просьба App Store ухудшить приложения ВК, если версия Лобушкина полностью верна, может подтверждать скорый выход собственных музыкальных продуктов Apple на рынок РФ. Вместе с тем, сегодня главные стриминговые и сопутствующие музыкальные сервисы тесно интегрируются с соцсетями.
ВКонтакте, потерявший возможность играть музыку на платформе Apple, может в ответ "показать зубы" и запретить грядушим музыкальным приложениям Apple доступ к своей аудитории, если перезапущенным приложениям аудитория потребуется. Практика отключения музыкальных сервисов от аудитории ВК известна на примере Яндекс.Музыки.
Яндекс.Музыка: ВКонтакте попросил нас отключиться от API соцсети → Roem.ru
У самой Apple социально-сетевой опыт крайне отрицательный. Ориентированная на музыку соцсеть iTunes Ping за 3-4 месяца 2010 года стала, по выражению прессы США: "одним из крупнейших технологических провалов года". В результате работающие на платформе iOS приложения, например Spotify, реализуют свою социальность через Facebook и др., но не через соцсетевой функционал под торговыми марками самой Apple.
В России "нет" Facebook и доминирует ВК. Если будущие сервисы Apple будут хоть сколько-нибудь копировать обобщённый "Spotify" с его социальностью, договариваться американцам придётся с ВК.
Со стороны может показаться, что Apple всегда побеждает. Сегодняшнее отключение музыки далеко не первое за последние годы действие App Store по отношению к приложениям ВКонтакте, где ВК что-то потерял. Противостояние доходило вплоть до того, что приложений ВК вообще временно не было в App Store. Правда на этом фоне, где "победил" Apple, ВКонтакте не терял лидирующих позиций в Рунете — его аудитория сохранялась очень большой. Apple наносил удары, но статистически болезненных последствий для ВК от них нет.
А, что если наоборот, и давление окажет соцсеть? Или, скорее владеющий сетью холдинг Mail.ru Group.
Близким конкурентом ВКонтакте следует назвать соцсеть "Одноклассники". В иной ситуации, Apple мог бы работать с "Одноклассниками", раз с ВК работать не получается. Однако владельцы у двух соцсетей одинаковые — холдинг Mail.ru Group. При этом, в недавнем марте 2015 года, руководитель "Одноклассников" Антон Федчин уже объяснил их отношение к Apple:
Мы не заинтересованы в музыке, если она будет «откручиваться» через iTunes.
Звучало ярко, но, кажется, на уровне огромной MRG недостаточно.
Добавить 10 комментариев
Давление яблока как на вк так и на всю MRG не до конца понятно если не вдаваться в детали. Качеством модерации его не объяснишь — в сторе есть куча всякого шлака работающего по вкшной музыке.
Это явно палки в колеса лидеру рынка. Зачем? Вопрос открытый. Но то что эти палки не будут забыты я не сомневаюсь. Попытаются зайти на рынок дуэтом с ФБ? Провал, доля мелкая. Народ региться туда не пойдет массово. Останется или мириться или вообще отказываться от социальности (сомнительная перспектива)
Не забывайте, что успешный в чем-то гигант не обязательно будет успешен во всех сегментах. Достаточно вспомнить так громко анонсировавшийся и так тухло слившийся гугл плюс.
Эппл все больше отходит от своей изначальной схемы бизнеса заложенной Джобсом, когда он только запускал айтюнс, он был категорически против делать клиент под окно (пришлось сделать под давлением мейджор лейблов, т.к. тогда этого рынка фактически не было и они просто не знали как продавать музыку через интернет). Сейчас же яблоко решило не ограничиваться своими устройствами/платформами, и уверен выпустят клиент для андройда, wp итд. дабы расширить базу слушателей и потенциальных покупателей айтюнса, которые сейчас не имеют доступа к нему. Ну а методами давления они никогда не гнушались) ВК тут не в силах что-либо поделать пиратский контент, он и есть пиратский, сами виноваты, что вовремя не выпилили эту функцию или же не стали сотрудничать на официальном уровне с правообладателями.
>> Звучало ярко, но, кажется, на уровне огромной MRG недостаточно.
Иван, вы ничего не путаете?
У одной компании 75млрд кэша на счетах, другая стоит вся целиком около 3млрд.
Одна компания работает на рынках, где выручка от digital music составляет миллиарды (в 2014: Германия 1,4; UK 1,3; USA страшно подумать), а другая там, где общая выручка, включая мобильный контент 73млн в 2014.
Вы реально представьте себе весовые категории, что одна компания прям вот так по настоящему *борется* со второй
Выручка от digital music тут ни при чем. Если рассматривать ВКонтакте, как музыкальный плеер, то его аудитория 70 миллионов слушателей, лишь, плюс-минус, в одной стране. Против полумиллиарда условных плееров Apple по всему миру. «Условных», потому что прямо сегодня, на самой Apple-платформе, в стриминге их вытаптывает Pandora, Spotify и другие, полумиллиард «наполовину пуст». Если завтра ВК договорятся с мейджерами и др. о цене — ВК будет ещё и полностью легальным успешным стриминговым плеером с хорошей рекламой даже в США. Там несколько лет писали, что в ВК есть вся музыка. 24-ый по популярности сайт в мире, уже сейчас, успешный плеер с аудиторией больше чем у Spotify по всему миру, ненулевая популярность хранилища где есть «вся музыка». На этом фоне все деньги Apple, которые не помогают ей добиться хоть что-нибудь в стриминге — будут выглядеть ещё более ненужными.
>> Эппл все больше отходит от своей изначальной схемы бизнеса заложенной Джобсом
А светодиодные лампочки отошли от изначальной схемы заложенной Эдисоном…
Если Apple не будет развивать сегменты, которые уже сейчас приносят неплохую прибыль, а через пару лет так вообще будут доминирующими в условиях отказа от физических носителей в пользу облака и популяризации сервисов аля spotify, то он вполне через пять лет может стать такой же немощной Nokia, проигравшей конкурентную борьбу, потому что «ну кому нужен этот телефон с огромным экраном»…
Иван, читая ваши статьи, всегда возникает ощущение, что вы за счастье для всех и даром. Я не знаю, что для вас мерило успеха, но с точки зрения экономики (а PnL всегда является куда как более объективным показателем, чем оценка компании в ходе очередного Private Round), мне кажется, вы немного передергиваете факты.
>> «Условных», потому что прямо сегодня, на самой Apple-платформе, в стриминге их вытаптывает Pandora, Spotify и другие, полумиллиард «наполовину пуст».
Apple, как владельцу платформы, ничего не стоит разрушить модель пандоры и спотифай, запретив их прямо или косвенно в аппсторе. Альтернативный вариант, связанный с меньшей вонью, потратить 10% своего кэша и выкупить эксклюзив у правообладателей на самые хлебные функции или эксклюзив на размещение треков, аналогично itunes releases.
Говорить о Спотифай, как об успешной компании, можно только опираясь на пресс-релизы: 165млн евро операционного убытка, 15млн платных пользователей всего на 58 стран. 15 миллионов, Иван. И предстоящие renewals контрактов со всеми мейджорами, которые адово недовольны текущими результатами.
>> Если завтра ВК договорятся с мейджерами и др. о цене — ВК будет ещё и полностью легальным успешным стриминговым плеером
Философская проблема в том, что если завтра это случится, то это будет еще один Спотифай, построенный на модели масштабирования не прибылей, а убытков. Можно долго распинаться о том, почему это так и как оно получается, но оно так. Единственным сервисом, который пока держит оборону является Пандора, играющая на поле радио, с костами на правообладателей в 5-8-10%, а не 70.
Развивать продукт и отходить схемы развивая продукт это разные вещи, что вполне может привести к печальным для них последствиям. Она просто потеряет свою индивидуальность в глазах своих пользователей и станет «как все». Но конечно это будет не в течении 5 ближайших лет, в этом смысле запас прочности у них больше чем у какой либо другой компании.
>> Apple, как владельцу платформы, ничего не стоит разрушить модель пандоры и спотифай, запретив их прямо или косвенно в аппсторе.
Вы действительно полагаете, что магазины просто так по собственному желанию могут блокировать или даже препятствовать развитию определенных приложений? Они могут запретить их, в случае если эти самые приложения противоречат законам страны, в любом другом случае у них возникнут проблемы с антимонопольной службой.
Выходит новый SDK в котором отключена возможность фонового воспроизведения аудио вообще (так как сейчас запретили ВК в частности). Норм? У компании неограниченный контроль над софтом, поэтому устроить небольшой переполох можно, а можно и большой — посудиться годик, а потом вернуть всё как было, по суду. Года хватит, чтобы Спотифай помер.
Я предлагаю посмотреть под другим углом. (я, кстати, из тех кто платит за музыкальные сервисы. Если что. А не из тех кто бешенно качает «с торрента». Это в к вопросу о безвозмездности счастья для всех).
Под «другим углом», ВКонтакте — это самый популярный стриминговый плеер мира или один из них. При этом успехов в стрминге у Apple нет. Доходы от стриминга (в США) в этом или в том году, догнали доходы от продажи файлов. Тренд не самый удобный для Apple.