На фоне пандемии коронавируса, разработчики высокотехнологичных беспилотных автомобилей попросили Минтранс изменить и тем самым ускорить принятие нужных им нормативов. Как выяснили "Известия", в апреле Яндекс (парк экспериментальных беспилотных машин самый большой в России именно у последнего), попросил Минтранс проработать коммерческую эксплуатацию машин без водителя. Синхронно с Яндексом свои желания сформулировал президент Путин. По его апрельскому решению, предложения о регулировании беспилотных "транспортных средств" Правительство должно получить с заинтересованных ведомств и организаций до 12 мая, на личный стол президента идеи должны попасть до 31 мая.
Следует заметить, что в недавнем прошлом, между просьбой вице-президента Яндекса к властям, о том, что Кремлю надо срочно заняться юридической легализацией беспилотников и моментом фактической реакции власти, могло проходить до 3 лет (между 2016-м и 2019-м годами).
Как считают в Яндексе, сегодняшнюю работу над законодательством о беспилотниках нужно организовать так, чтобы она органично следовала за развитием технологий. Что позволит полностью легально сначала усилить тестирование, а затем перейти к поездкам будущего, теми, что и будут полностью автономными, частью "коммерческими". Свои соображения о том, что нужно юридически урегулировать в секторе беспилотников есть у коллег Яндекса — из КамАЗа, МАДИ, НПО "Старлайн".
По действующим российским нормам тестирование беспилотников возможно в 11 регионах страны. Везде с инженером-оператором в салоне. Человек не управляет машиной непосредственно, но отвечает за риски возможные в пути. Участники рынка обсуждают оснащение беспилотных машин "чёрными ящиками", с юридически значимыми записями поездок; возможно проблесковыми маячками на крыше; а так же отдельное от машин понятие — "беспилотный трамвай". В легализации последнего заинтересован Cognitive Pilot (совместное предприятие Сбербанка и Cognitive Technologies).
"Особое внимание уделяется вопросам законодательного регулирования возможности проведения тестирования высокоавтоматизированных ТС с удаленным контролем движения, их допуска к оказанию коммерческих услуг, а также установления необходимых требований безопасности", — рассказал представитель Минтранса.
Доктор технических наук профессор МГТУ имени Баумана Дмитрий Онищенко считает, что технологии беспилотников можно без особого риска обкатывать на сегодняшних дорогах. После ввода ограничений на передвижения гражданам, вызванных эпидемией Covid-19, по российским дорогам движется сравнительно мало машин.
Профессору возразил глава проекта транспортной инфраструктуры "Сколково" Кирилл Жанайдаров. Он знаком с тестами беспилотников в "Сколково" и в татарском "Иннополисе". У этих машин возникают затруднения, их движение неуверенное. Роста аварийности, кажется не произойдёт, но сама по себе дорожная обстановка ухудшится. "Автомобилям под управлением роботов требуется много раз проехать по одному и тому же маршруту, чтобы чувствовать себя уверенно" и выпускать их за пределы экспериментальных зон, без оператора в салоне — рано, считает Жанайдаров. Технологию, пока можно обкатывать, например, на роботах курьерах, которые могли бы работать на закрытых территориях.
Добавить 3 комментария
Да, да. Правда интересно, как роботизированное авто поведет себя в такой ситуации https://www.4vsar.ru/i/gallery/18779/big/172179.jpg
Это немного надуманная сложность IMHO, хотя весёлая. В рамках текущего обсуждения речь идёт о коммерческом транспорте. Персональное движение на собственной робомашине — слишком дорого и потому бессмысленно для 99,999% перемещающегося населения. «Частнику», который не хочет сам сидеть за рулём, проще, качественней, дешевле, конфиденциальней, и его машина будет на 2 класса круче за 1/10 цены робота — пользоваться такси, или услугами персональных (человеческих) водителей.
Прим.: коммерческая робомашина в этом месте дороги сделает то же самое, что и водитель человек. Если с точки зрения, что робота, что человека, тут невозможно проехать — машина уедет назад и попадёт в нужное место другим маршрутом.
Бонус робомашин!
1) Полный и постоянный шпионаж. Только первая робомашина из тысяч коммерческих робомашин Яндекса будет вынуждена развернуться и поискать другой маршрут. Все оставшиеся «9999 машин» в парке просто не столкнутся с этим переулком. А частники, что белковые, что роботы — будут один за другим совершать бессмысленные манёвры и столкновение с препятствием.
2) Если проехать, всё-таки, или можно или нельзя — коммерческая робомашина удалённо свяжется с оператором, который или более тонко объедет препятствие или согласится, что маршрут надо перестроить.
Все разумно. Но последствия все равно интересные. В частности, внезапное перекрытие ключевой магистрали (из-за аварии, вируса или массового мероприятия) приведет к мгновенной остановке всего транспорта в регионе, если этот транспорт собирался по данной магистрали проехать. Очевидно, что в таком случае сами практики перекрытия дорог должны поменяться, чтобы не вызывать столь масштабных последствий.