Знаете, я изначально радовался тому, что первое апреля в этом году выпадает на воскресенье. Это действительно очень плохой день для журналистов - самые клевые новости, как правило, оказываются обманом. При этом работа журналиста, как у пожарного, все равно требует реакции на появление идиотских информационных поводов. Как пожарная дружина должна поехать на вызов, так и работнику клавиатуры придется сидеть и доискиваться до первоисточника новости, чтобы ответить себе на вопрос "А вдруг правда?".
Оказалось, что радовался напрасно. Издание Fognews.ru, отличающееся от Smixer.ru или Lapsha.ru полным отсутствием намеков на иронический характер своих новостей (разве что favicon в виде серпа и молота может навести на мысли о тонком и толстом троллинге), смогло запустить на космическую высоту как минимум две свои полностью выдуманные темы.
Первая из них это закрытие ресторанов "Макдональдс" в России, что пришлось в итоге опровергать самой компании. Достаточно просто написанная новость, плотно набитая "фактурой", для обычного читателя слабо отличима от стандартной новостной заметки. Единственная странность - полное отсутствие имен. Все фигуранты оказываются безликими представителями своих корпораций или чиновничьих кланов.
Куда популярнее оказалась история с распространением новости о том, что ВОЗ внесла вегетарианство в список болезней, требующих немедленного вмешательства врача-психиатра. Будучи опубликованной на сайте 19-го февраля 2011-го года, новость, очевидно, будучи замеченной после "Макдональдсгейта", потихоньку начала распространяться по СМИ. Пришла она из Горно-Алтайска со ссылкой на "Накануне.ру". Само издание Накануне честно упомянуло Fognews.ru в тексте своей заметки, но на это мало кто обратил внимание.
И понеслась: к вечеру 26-го марта по теме отбомбились все, считая центральные телеканалы: тут не повезло "Вести.ру", запустившему телесюжет об инициативе ВОЗ с утра пораньше:
Слушать проникновенные обоснования того, чего не было, без смеха невозможно:
Сторонников строгой диеты признали невменяемыми не просто так. Поводом для этого послужил недавний инцидент в испанском городе Малага, где одна из местных семей довела своих детей до состояния комы, запрещая им употреблять мясо, а также продукты, подвергавшиеся какой-либо термической обработке – варке, жарке, копчению и другим. Малышей спасли соседи, вовремя вызвавшие врачей и полицию. Нерадивых взрослых "гуманистов" направили в психиатрическую лечебницу, разлучив их с детьми.
Естественно, после попадания на телевидение, вирус распространился еще дальше: Росбалт, Пятый канал, Правда.ру, Независимая газета - это лишь малая часть пострадавших.
Кто-то может увидеть здесь приговор разуму людей и отозваться о ситуации в духе "люди идиоты", а "журналисты лоботрясы". Но это, на самом деле, не так.
Мы имеем дело с вероятностным процессом "удастся обмануть или не удастся". Лайк не расшифровывает того, за кого он голосует. Оценил ли он тонкий троллинг и виртуозное исполнение фальшивки, поддерживает ли он закрытие Макдональдса, верит или нет он тексту. Что хотели сказать люди - невозможно (хотя и можно представить по комментариями под новостями).
С журналистами чуть сложнее. Разумеется, у редакций есть механизмы, позволяющие не публиковать такой лажи. Контроль, редактура, факт-чекинг и так далее. Проблема в том, что если защитные механизмы чему-то противостоят, значит есть и какая-то угроза, которая постоянно оказывает давление на все редакционные бастионы.
Новость-фейк вылетевшая за пределы родительского сайта похожа на неразорвавшуюся гранату: сенсационный контент, прилично выглядящий источник. Не каждый удержится от искушения описать горячую тему. Но все равно, на каждый пропущенный мяч в этой игре приходится сотни отбитых. Любая допущенная ошибка и опечатка помогает грамотным и умным СМИ становиться лучше. Если только не лениться и действительно думать о качестве своей работы
Юрий Синодов, sinodov@roem.ru
Мне кажется что это не просто непрофессионализм или следствие жадности/алчности отдельных журналистов/изданий. Желание «быть на слуху» вкупе с таким неожиданным для кого-то СМИ как социальные сети и блоги со включенными комментариями от читателей вполне закономерно приводит к появлению предложения такого рода «новостей». Ведь все равно какая подоплека у «информационного повода» — главное чтобы он был и чтобы его тема была интересна читателям. Правда это или неправда по сути не так уж важно. Вот уже и «котэ» пошел в дело (Правда быстро относительно закрыли тему). Собственно т.н. «желтая пресса» давно уже эксплуатирует эти методы и они просто сейчас пришли и в новостные ленты. В ограниченном масштабе оно бы и пофиг — ну не все же читают «желтую прессу» да и круг новостей у нее был достаточно ограничен (сплетни вокруг публичных людей да и то в основном т.н. «звезд» и «звездочек»). Но когда и информационное поле начинает загрязняться это может в конечном счете привести к девальвации доверия и вообще ко всей информации. Довольно апокалиптично будет выглядеть такая девальвация.