По сведениям WSJ сразу две карточные системы Visa и Mastercard готовятся к новой форме эксплуатации фундаментального для делового мира представления: "ваши покупки - это вы". Обе структуры предлагают учитывать в таргетинге: историю покупок, географию совершаемых операций и иные подробности, уже десятки лет сохраняющиеся в логах у Visa/Mastercard. Первая из компаний сейчас ожидает получения патентов покрывающих соответствующую технологию. Обезличенные данные для "таргетинга по карточкам" уже предложены некоторым западным рекламным системам. Пригодятся данные "карточных компаний" и для оценки эффективности рекламы. По сведениям "РБК daily" московский офис VISA тоже изучает данную тематику.
После запуска систем операторы карт смогут стать гипертрофированно крупной версией рекомендательной системы типичного интернет-магазина. Предположения Visa/Mastercard классического в сети вида: "с этим товаром покупают так же…" - будут расти не из одной "витрины", а учитывая сразу все торговые площадки мира, хоть когда-нибудь продававшие товары и услуги по картам. Как онлайновые, так и оффлайновые. На сегодня у карточных систем существует "непреодолимая" трудность в разборе каждой транзакции на составляющие. Так как 1 платежом может быть оплачено сразу несколько разных товаров. По слухам VISA работает над некой технологией обогащения этих слишком общих данных.
Новый способ заработка VISA/Mastercard, предположительно, поможет компаниям доминировать даже на таком рынке, где доля платежей по картам падает, уступая место мобильным и чисто электронным средствам. По некоторым оценкам через 10 лет платежей последних типов может стать больше, чем транзакций "с пластика".
Сегодня на пластик VISA/Mastercard приходится больше 85% эмитированных в России карт. Владеет ими существенно больше половины городского населения страны. В 2010 году в Российской Федерации было совершено карточных операций на общую сумму в $360 млрд., Из них - на оплату покупок и услуг, интересных грядущим рекламным системам - пришлось $44,2 млрд. Что втрое больше объёма всего потребительского интернет-рынка России за тот же самый период. Через все интернет-магазины и платные сервисы страны за год прошло около $15 млрд. И ещё около $1 млрд. составил объём российского рынка интернет-рекламы.
Обрабатываемые (ранее с целью простого исполнения) сведения о платежах по картам однажды попадали под критическое рассмотрение властями России. В первой половине 2011-го года не исключалась даже возможность запрета для VISA/Mastercard на обработку русских транзакции за границами РФ. Эти инициативы вызывали у "карточных" компаний опасения "потери страны" и обсуждались на уровнях вплоть до Госдепартамента США - Госдумы России и были благополучно сняты лишь Президентом Медведевым.
Государство присутствует на русском рынке интернет-рекламы, как регулятор и как держатель так называемой "золотой акции" компании Yandex. Самого крупного отечественного рекламного игрока в интернете. Кроме рекламной системы "Яндекс" поддерживает и собственную электронную платёжную систему. Обезличенные данные о продажах за "Яндекс.Деньги" в таргетинге объявлений "Яндекс.Директа" использовать нельзя. Платёжная система Яндекса среди прочих возможностей поддерживает и подключение пластиковых карт двух вышеупомянутых марок для покупок в сети, пополнения или снятия средств.
По ряду причин мне кажется, что значимость контекстной рекламы во многом переоценена. Во-первых, сам уровень «контекстности» на текущий момент достаточно невысок, для того чтобы предлагать в рекламе то, чего человек действительно хочет. В идеале, нужно построить его детальную поведенческую модель с достаточно высоким уровнем достоверности предсказаний. Мне кажется, подобная задача сродни задаче создания искусственного интеллекта, и вряд ли под силу технологиям сегодняшнего дня. Во-вторых, даже если предположить, что имея достаточно большой массив данных кто-то (Гугль, Виза с Мастеркард, или отечественный Яндекс) сможет построить идеальную поведенческую модель человека (то есть, достигнуть точности предсказания, и, соответственно, CTR —> 100%), это будет всего-навсего означать превращение продавца рекламы в реселлера, что означает несколько другую бизнес-модель. Ну и, в-третьих, почему-то главную задачу рекламы — связать продавца с покупателем, большинство людей в этом треде понимают довольно прямолинейно — «найти желающего купить товар». Но ведь реклама не только передаёт информацию о покупках; она может сформировать желание купить какой-то продукт. В этом случае контекстная реклама абсолютно бесполезна — человек никогда не купит продукт, пока не посмотрит рекламу, и он никогда не увидит рекламу, поскольку контекстная система знает, что он никогда не купит этот продукт. Как резюме — контекстная модель рекламы имеет свои ограничения, и не надо бояться того, что в какой-то момент времени крупный игрок с достаточно большим массивом данных сможет захватить весь рекламный рынок. Не думаю, что это под силу Visa или Mastercard. Разумеется, другое, не-рекламное применение информации, которую сохраняют платёжные системы, не может не вызывать тревогу, но это предмет совершенно другого обсуждения.