Дизайн-студия "Баланс белого", в конце 2011-го получившая контракт на создание рекламного ролика в "Яндексе", не сработалась с заказчиком и устроила скандал, похожий то ли на глупую попытку PR, то ли на просто глупость.
Директор студии Василина Верди опубликовала в своем ЖЖ эмоциональный рассказ о том, как ее свежезарегистрированная компания подписалась на выполнение "сложного" проекта за "небольшие" деньги "только ради PR" (на имени "Яндекса"), затем - не получив аванса - последовательно представила заказчику 17 вариантов ролика, а на новую порцию критических замечаний к 17-й версии - хлопнула дверью и "разорвала" контракт.
После описываемых событий Василина Верди опубликовала на YouTube и на сайте студии последнюю версию ролика, в котором изображен еще не запущенный функционал Яндекс.Поиска по картинкам, на сайте студии - снабдив комментарием о том, как заказчик изуродовал первоначальную "зрелищную и эмоциональную часть проекта" внедрением "имиджей с интерфейсами".
В среду, 25 июля, Василина получила претензию от "Яндекса" с требованием прекратить использование торгового знака "Яндекса" и интерфейса "Яндекс.Картинок" в ролике и удалить упоминание о "Яндексе" как заказчике ролика. Директор агентства ответила, что "не принимает их претензии и имеет право публиковать свою работу на своем же ресурсе" - теперь "Яндексу", похоже, придется дать ход юридическому преследованию бывших партнеров.
В "Яндексе" пока ограничиваются следующим комментарием:
Действительно, мы сотрудничали с компанией ООО «Баланс Белого». В апреле текущего года мы расторгли договор с этой компанией, так как результат их работы оказался неудовлетворительным.
Ситуация, описанная в блоге генерального директора этой студии, представлена в искаженном виде. Но мы бы не хотели комментировать её по существу, дабы окончательно не дискредитировать компанию «Баланс Белого».
Наши юристы сейчас изучают ситуацию на предмет дальнейших действий по отношению к этой компании, нарушившей условия конфиденциальности и использующей чужую интеллектуальную собственность в своих материалах»
Скандал этот, между тем, получил соответствующий резонанс в профессиональной тусовке - причем многие коллеги-рекламщики поддержали "пострадавшую" Верди в том духе, что всем, кто имел дело с "Яндексом", ужасно тяжело мириться с "корпоративной бюрократией".
Уровень и аргументы дискуссии годятся для болтовни рядовых менеджеров в курилке, но никак не для публичного конфликта между исполнителем и заказчиком. Едва ли такое могло произойти в студии, работающей с крупными рекламодателями из оффлайнового бизнеса, по сравнению с которыми внутренняя политика "Яндекса" в том, что касается использования бренда партнерами, предельно проста:
1) "По умолчанию во всех договорах, по которым мы платим деньги, мы пишем запрет на пиар партнерства без нашего согласия" [правда, в случае с "Белым балансом" "Яндекс" таки не заплатил - Roem.ru];
2) "Если партнер действительно сделал для нас много полезного, и мы готовы от имени Яндекса рекомендовать его другим компаниям, то мы можем разрешить ему писать пресс-релиз/новость о нашем сотрудничестве или указывать у себя в материалах, что Яндекс является его клиентом".
3) "Мы обычно не разрешаем пиара даже очень хорошему партнеру, если он участвует в разрабатываемом проекте до того, как проект станет публично доступен".
Одним словом, за этим веселым (для незаинтересованных сторон) "срачиком" стоит большая проблема всего российского интернет-бизнеса: безответственное отношение контрагентов к формальным обязательствам и продолжение игры в "междусобойчик" с теми, кто этот междусобойчик уже перерос и стал реальным "большим бизнесом".
Яндекс сам виноват. Нафига было с кем попало связываться и на детский сад нарываться. Нормальные крупные компании могут по полгода контрагентов мурыжить прежде чем заплатить. И ничего — все терпят как миленькие. Хотя часто и не могут публично заявить, что это их работа. Гордятся втайне. Рунет пока в яслях.