Джон Коллисон, Stripe: «За 20 лет в вебе не появилось легкого способа переводить деньги онлайн. Это наша главная задача»

Развитие событий: Что Греф ждёт от банков будущего? Глава "Сбербанка" рассказал о поездке в Кремниевую долину (11 апреля 2016)

Президент и соучредитель сервиса интернет-эквайринга Stripe, чья оценка вот-вот достигнет $5 млрд, Джон Коллисон рассказал Roem.ru о том, как компании удаётся обгонять конкурентов, о бизнес-модели, планах по развитию и об экономической близости, которая так и не появилась в интернете за 20 лет.

***

Stripe — это технологическая “прослойка”, которая облегчает взаимодействие разработчиков и различных финансовых организаций. Stripe подходит к каждой проблеме так, как будто она лежит в дизайне и коде, а не финансах, и благодаря этому мы создали платформу для проведения платежей, которая способствует появлению нового бизнеса в интернете.

Мы скрываем все сложности глобальной финансовой системы, позволяя продавцам участвовать в бизнесе, даже если у них нет армии людей, которые специализируются на интернациональных платежах. Stripe сразу же даёт любому пользователю платёжную инфраструктуру мирового класса и выводит его на мировой рынок.

Очевидно, мы не можем говорить за всех. Но сегодня всего 5% потребительских финансовых операций проводятся онлайн. Как только будет дальнейший сдвиг из офлайна в онлайн, компаниям понадобятся платёжные решения для интернета, особенно в мире мобильных девайсов.

Сейчас большинство приёмщиков платежей представляют собой всего лишь выход в сеть для кредитных карт. Они не так уж много делают. Stripe создаёт новую платформу для e-commerce. Мы не просто обрабатываем кредитки, мы убеждаемся, что третьим лицам всё перечисляется, мы помогаем защищать пользователей от обманов и переходить на мобильные девайсы, мы даём красивый дашборд для ведения бизнеса, и это ещё не всё. Пока что никто этого не делает.

Мы уверены в том, что Stripe должен брать деньги только тогда, когда наши пользователи зарабатывают. Поэтому у нас бесплатная установка, нет абонентской платы или минимальной оплаты за перевод, подтверждение перевода бесплатно, бесплатное хранение карты — мы берём деньги только за то, что перечислено в прайсе. Пользователи уже достаточно сталкивались со скрытыми, непонятными наценками в традиционной финансовой системе, поэтому у нас нет планов делать нечто подобное.

Меньше 5% потребительских покупок проходят в интернете (в США - 7%). Сегодня наибольших успехов добиваются компании на мобильном рынке, Airbnb и Lyft, например.Софт покрывает практически каждый сектор и индустрию на рынке. Технологические компании расширяются на другие рынки, которые традиционно были в офлайне, поэтому бизнес модели и нацелены на приём платежей. У Stripe есть инфраструктура для новой волны этих компаний.

Все больше людей выходят в онлайн, но они не могут участвовать в интернет-экономике. Есть большие инфраструктурные различия. Если вы в Латинской Америке или Китае заходите на сайт, то чаще всего вы не можете что-то купить там. Принимая только кредитные карты, как и делают большинство сайтов, они сокращают свою аудиторию до жителей Северной Америки и Западной Европы.

Наша цель - увеличить охват рынка, предоставляя новые способы платежей онлайн.

Мы считаем, что “наибольший потенциал” — это не что-то, что сосредоточенно в одном регионе. Наибольший потенциал сейчас во взаимосвязи разных регионов. Как с облачными вычислениями, развивающиеся рынки смогут перепрыгнуть все сложности, которые мы строили десятилетиями, и сразу же придти к наилучшим моделям платежей - особенно это касается мобильных девайсов. Инструменты типа M-pesa и Alipay стали очень успешными в своих регионах, но на настоящий момент они не могут похвастаться прочным сотрудничеством с другими финансовыми системами. Сегодня мы позволяем продавцам подключить Alipay всего в 2 клика. Ещё многого предстоит достигнуть, мы планируем интегрировать как можно больше инструментов со Stripe.

Stripe уже доступен в 18 странах и мы планируем расширяться. Однако точных планов на запуск в России или дат у нас пока нет.

Раньше, до того как появился Stripe, было всего два способа приёма онлайн-платежей. Первый - вы могли работать в тех границах, когда требовалась создание счёта для каждого продавца и соединение с интернетом. Это было очень медленно и обременительно. Второй вариант - отправлять всех покупателей в PayPal, а это не подходило для некоторых случаев.

Stripe стал первым приёмщиком платежей, который позволил продавцам проводить платежи онлайн быстро и в то же время дал им полный контроль над процессом. Как я уже говорил, Stripe — технологическая прослойка, которая делает работу разработчиков с различными финансовыми структурами проще. Не буду вдаваться в технические детали, но это положение технологической прослойки требует скрупулёзной технической работы так же, как и тесного сотрудничества с банками и другими финансовыми институтами.

Stripe обслуживает десятки тысяч продавцов, и мы очень гордимся этим. Но пока мы всё ещё в самом начале пути: Stripe был основан только в 2010. Мы всё ещё думаем о том, с чем столкнёмся в будущем, и это нас вдохновляет.

Самая интересная проблема для нас — это создание экономической близости в интернете. Вебу уже 20 лет, но до сих пор не существует лёгкого способа переводить деньги онлайн. В действительности большинству людей в мире просто не дают участвовать в глобальной интернет-экономике: у них нет кредитной карты, или банк не даёт им возможности принимать онлайн-платежи. Решить это — наша главная задача.