Как притупить кадровый голод и создать позитивный имидж компании, а также такую загадочную вещь, как HR-бренд? Дмитрий Волошин, основатель Otus, рассказал «Роем!», как и зачем ИТ-компании работают с вузами в России.
Текущее состояние высшего образования такое, что в вузах часто нет спецов, которые нужны современному бизнесу. В основном, вуз заканчивает «белый лист», на который надо потратить от трех до двенадцати месяцев времени опытного наставника. А ошибки? А ошибки в «боевых» проектах? Сколько еще сил (т.е. денег и времени) потрачено на двойную проверку результатов задач бывшего или настоящего студента.
С другой стороны, надеяться, что ситуация как-то изменится странно. Потому что и ИТ-компании, в свою очередь, весьма редко могут сформулировать, а кто им нужен. Это же целое дело – осознать свои потребности, и оно часто невыполнимо, потому что бизнес несется вперед, и работают все по принципу «хватай мешки – вокзал отходит», и горизонт планирования — хорошо, если год.
Как мы запускали в Саранске спецкурс по программированию для студентов
В итоге ИТ-компании в России зачастую приходят к партнёрствам с вузами. Происходить это может сразу по нескольким причинам.
- Во-первых, компании охотятся за головами. Причем за головами всех подряд: студентов, аспирантов, преподавателей. Под это дело проводятся разные мероприятия, от ярмарок вакансий до организаций курсов компаний в самом образовательном учреждении.
- Во-вторых, ИТ-компании приучают студентов к своим продуктами. Надо понимать, что для многих вендоров как железа, так и софта сотрудничество с образовательными учреждениями – это маркетинговый канал. Я не говорю, что это один голый расчёт, но его там много. Хотя это работа «вдолгую», и нет прямой оценки выгоды работы в таком канале.
- В третьих, есть такая загадочная вещь как HR-бренд. Не очень понимаю, что это и как померять, но некоторые люди пишут, что если про компанию правильно рассказать студенту, то он ее станет любить и может быть отправит когда-нибудь резюме.
По-хорошему, должен бы быть еще четвертый вариант: компании вместе с, например, вузом делают бизнес, то есть совместную разработку или исследование. Это означает, что компания отчуждает часть своих процессов и/или задач, надеясь, что вуз сделает это более эффективно. На практике это происходит чуть реже чем никогда.
Фетиш высшего образования
У нас так повелось, что ИТ-специалисты готовятся вузами. Я считаю, что вовсе не обязательно «мариновать» студента четыре года в бакалавриате, чтобы сделать из него ИТ-специалиста. Конечно, специалист специалисту рознь, но только зачем нам столько выпускников «прикладной математики и информатики», когда в 18-20 лет лучше стать кодером, сделать несколько своих проектов, а потом повышать свой уровень? Разве не так сама по себе устроена жизнь в индустрии?
Как сисадмины без образования по модели Голодец опустят Россию в рейтинге ИКТ
В конечном счете получается весьма забавно: 80% студентов в ИТ работают на фрилансе или в офисе ИТ-компаний, а в вузе периодически сдают сессии. Но так как ситуация не меняется, и фетиш высшего образования все еще силен, то и ИТ-компаниям приходится идти за будущими сотрудниками в вузы.
Если системно выстраивать взаимоотношения с вузом и не вести себя там как слон в посудной лавке, то есть потребительски, то это даст приток нужных кандидатов. Если вся активность сводится к размещению роллапа или проведению силами студсовета, за маленькое вознаграждение, выступление HR-директора компании – то это не сработает. Вообще, все, что делается в этом направлении не по бизнес-правилам – не летает. Надо понимать взаимные интересы, надо выполнять обязательства и нести затраты, и вот тогда уже получать желаемое. Если компания рассматривает взаимодействие с вузом как бизнес-проект, то шанс есть. Если «вовлечение» и «привязанность к бренду» или «корпоративные ценности» — пиши пропало.
Кто учит
Раньше я считал, что надо просто учить силами сотрудников компании. Идея простая: берешь хороших разработчиков, учишь их учить и отправляешь в вуз проводить занятия. Делая это комплексно и системно можно получить поток толковых и лояльных бизнесу ребят.
А сегодня я уже так не считаю. Потому что даже в рамках такого, достаточно передового, подхода, есть две серьезные, нерешаемые проблемы:
- Происходит подмена ролей. Бизнес начинает становится образовательным учреждением. Это всегда неправильно, каждый должен заниматься своим делом. Если я вместо того, чтобы учить, начну подметать тротуар, то и дворник потеряет, и я.
- Не происходит то, что действительно нужно бизнесу – массовая, управляемая, воспроизводимая подготовка middle-специалистов. То есть какие-то ребята выходят почти middle, но бизнесу надо не «какие-то», бизнесу надо конкретное количество в определенное время. иначе у бизнеса проект встанет или не запустится.
Известно, что единственный путь подготовки middle-специалиста – это «боевые» проекты и «боевые» команды. А значит надо делать следующее: стараться отдавать вузу не своих сотрудников-преподавателей, а отдавать свои задачи и свои деньги на их реализацию. Надо стараться создавать на базе вуза исследовательские группы, центры, что угодно, что позволит наращивать нужную бизнесу экспертизу в вузах. Не утверждаю, что это – «серебрянная пуля», есть еще много других проблем. Но базово проблема обеспечения бизнеса нужными ему специалистами решается именно так.
Кого учит
В такие образовательные программы нужно брать тех, кто хочет, а потом тех – кто знает. То есть первым приоритетом должно быть желание учиться с вами и у вас, делать ваши проекты в ваших командах, уважение к вашей компании и бизнесу. Здесь ключевым понятием является слово «ценности», но это долгий разговор.
Вторично, но тоже, конечно, важно – это непосредственно знания и навыки, которые позволят студенту комфортно «войти» в программу обучения или производственную деятельность. Еще надо держать в голове оценку потенциала, которую редко кто выполняет на входе, а потом очень расстраивается, что сотрудник не развивается.
Что касается отсева: он точно должен быть. Любая программа, которая на выходе содержит столько же студентов, сколько и на входе, неуспешна. Я не кровожадный, но это многолетнее наблюдение. Как ни отбирай, достоверность методик невысокая, а у людей в течение обучения возникают разные обстоятельства. Поэтому, когда ты видишь, что выпустилось ровно столько, сколько поступило, то это означает, что они не учились, а, скорее всего, просто получали бумажку.
Добавить 13 комментариев
фетиш высшего образования все еще силен
Вот за такие вещи — вон из профессии и из медий тоже.
ну тут же бизнес ничего личного, зачем им поддерживать культ высшего образование когда можно кодера вылепить за, цитирую:
«5 месяцев непрерывного обучения, сложных проектов и новых технологий»
и пофиг что он не будет понимать а чего он собственно кодит то, ведь по сути текущая система гос. образования конкурент таким как эти otus, человек обучаясь на каком нибудь мехмате спокойно самостоятельно освоит курс этого otus, а вот освоит ли математику чел у которого после школы только otus был еще вопрос…
> А ошибки? А ошибки в «боевых» проектах?
А это всегда вопрос к QA и техлидам проекта, а не ко вчерашним студентам.
Когда QA на проекте вообще нет — вы добровольно согласились на приключения.
О, а вот он и пример фетишиста высшего образования.
Вообще, с вышкой всё грустно. Я не знаю, как за бугром, а у нас да, IMHO. Я вторую вышку пытался прокачать в одном известном вузике из четырех букв, больше двух месяцев не вытерпел и бросил. Сидит полный класс детишек, которые только что получили первую вышку, но работать-то влооом, а родаки раз их до сих пор на хребте содержали, то уж какие-то дополнительные пару лет точно еще подержат, не обломаются. Сидят квакают, поддакивают с умным видом, потому что половину программы уже по предыдущей вышке знают. И преподы им под стать, вчерашние студенты, которые только и могут, что быстро читать свою тетрадку и малевать непонятные каракули на доске. Тьфу!
И это один из топовых технических вузов страны. А в регионах вообще, такое ощущение, что кроме как для отсрочки от армии и получить пропуск в гос, больше ни на что и не годятся. А, ну да, еще когда детишки 5 лет хотят после школы еще порасслабляться. А потом они такие заваливаются на собеседование, и думают, что им надо просто очередной зачет сдать на «отвали». И ноют крокодиловыми слезами, что студенты без опыта никому не нужны и платить за их труд, сделанный в виде одолжения, не хотят.
Бесплатная услуга не только не ценится, но и развращает. Если бы у нас было, как в Америке, что для учебы надо зарыться в кредит по самую макушку, а потом усердно учиться, чтобы не дай бог не вылететь, а потом так же усердно трудиться, чтобы побыстрее избавиться от кредита, это было бы другое дело. Оно было бы не постсоветским фетишем, а вполне измеримой ценностью.
А может, нам не надо, как в США? У нас же зарплаты-то не как в США.
Может, нам как в Германии лучше? Почитайте.
> кроме как для отсрочки от армии
Может, нам с армией лучше обойтись, как в США? Там почему-то рабство без надобности.
Нет, Илья, если США нужно воевать с папуасами, то можно с армией, как в США.
А если нам воевать не с папуасами, а с армией США и НАТО, то нам нельзя обойтись.
Про рабство ты себя выдал: ты ненастоящий русский националист.
А по-прежнему ближе к русофобу.
Для русофобии есть несколько маркеров, ненависть к русской армии — один из них, довольно сильный.
И преподы им под стать, вчерашние студенты, которые только и могут, что быстро читать свою тетрадку и малевать непонятные каракули на доске. Тьфу!
Непонятные каракули — это, наверно, про математику или физику?
Понимаю.
Действительно, фу такими быть. Нет чтобы стартап, коворкинг, смузи и креатив замутить.
>Бесплатная услуга не только не ценится, но и развращает.
Согласен с этим, нужны кредиты для образования,
НО специальные кредиты, которые будут выдаваться в 100% случаев хоть ты бедняк хоть дитя богатых родителей, если у тебя просто есть аттестат средней школы и ты способен сдать экзамены в вуз.
Кредит под 0% годовых на 10-15 лет, но который отдать придется по любому, не отдашь то получай все прелести должника, за границу ни ногой, права не получишь и т.д., но без коллекторов, дети все таки…
Тогда скорее всего будут вуз выбирать более осмысленно и в голову не придет мысль преподу за зачет платить, усердие в учебе будет максимальным.
А без высшего образования никуда, это настоящее оружие страны в современном конкурентном мире, если у вас плохое оружие вам же не приходит в голову его просто выкинуть и без него обходится, вы согласно инстинкту самосохранения будете думать как улучшить свое оружие.
Игорь, это совет или приказ? Звучит кровожадно )
Да.
Очень мне интересно мнение советского интернационалиста. Продолжайте. С НАТО только повоюйте сначала.
>С НАТО только повоюйте сначала
Вы вот думаете прибалты просто так очкуют и потребовали себе хоть старых берданок перекинуть чтоб хоть пот перестал холодный выделяться ?
Они то нацисты знают как русское население унижают и боятся до жути нас потому как знают что НАТО это такая стая где никто ни за кого даже капли крови не прольет если горелым запахнет, а могут и друг с другом повоевать как Турция с Кипром, это фанерная или даже гипсокартонная организация для подтяфкивания сша, чистой воды политическая организация, если у сша начнутся проблемы то нато самоулетучится в два счета, нет там вояк от слова совсем, есть только халявщики которые пытаются на обороне что то съэкономить за счет сша, но имеют права потому как знают как их печатный станок обдирает, а тут офигевший трамп хочет их заставить еще что то платить.
Во всем нато воевать умеют наверное только немцы если генетическую память от предков на гей парады не сменили, но есть у меня и в этом сомнение.
Запад очень опасен в первую только в запудривании мозгов, с их пропагандой надо бороться беспощадно и не церемонясь, всякие гуглы, фейсбучики, твиттеры с ютубами закрывать и даже беседы не разводить на этот счет, попытки их принудить законы там соблюдать наши или персональные данные хранить это компромисс от нашей текущей политической слабости, в этом они реально супер спецы и очень опасны, могут нас друг с другом легко рассорить, в прочем уже, одни русские назвавшись украинцами уже убивают русских которые еще не забыли кто они.
И этот говнюк с этого года советник в моей альма-матер… прощаемся с ракетами и самолётами :( Возвращаемся от САУ к программированию кофеварок.