Обновлено 22:30 29 января.
Максим Ксензов, замглавы Роскомнадзора сообщил вечером 29 января, что взаимодействие РКН со Steam налажено и блокировок от неспособности ведомства достучаться до Valve не будет:
Роскомнадзор объявил сервис цифрового распространения компьютерных игр и программ Steam в "розыск" - реально сервису ничего не угрожает, но наздорное ведомство постаралось нагнать жути на геймеров.
По причине распространения информации о наркотических средствах, в единый реестр запрещенных сайтов попал всем известный сервис цифрового распространения компьютерных игр и программ Steam.
Представитель Роскомнадзора заявил Roem.ru, что ведомство неоднократно пыталось связываться со Steam, но никакой реакции не получило. Теперь страница "20 причин курить марихуану" отправлена на блокировку.
Внесение в реестр обозначает, что упомянутый выше адрес будет недоступен из Рунета, без специальных ухищрений (но не сразу - на самом деле, сообществу Steam пока ничего не угрожает - см. пояснение Артема Козлюка, руководителя "Роскомсвободы")
Впрочем, комьюнити Steam живет на отдельном домене, а значит, основной сервис пострадать не должен. Кроме того, ресурс не работает по https, а значит, большая часть российских операторов заблокирует только одну страницу, а не весь сайт.
Как нам стало известно, количество активных аккаунтов на игровой платформе только в 2013 году достигло 75 млн. человек. Будет очень жаль, если столько геймеров лишится своего любимого развлечения.
— сообщают авторы официальной страницы Роскомнадзора в ВК.
Они просят аудиторию самостоятельно связаться со Steam, найти в компании собеседника, и тем самым посодействовать переговорам игрового сервиса и РКH.
Таким образом повторяется сценарий блокировки сервиса Github.
Осенью и в начале декабря 2014 сервис для разработчиков софта не просматривался из Рунета. Роскомнадзор утверждал, что владельцы репрозитория не идут на контакт и не стирают информацию запрещённую для распространения в России. Как и игровой Steam, которым владеет гигант Valve, профессиональный Github никакого отношения к РФ не имеет, кроме того, что обоим приходится обслуживать и русских клиентов.
Похоже, что Роскомнадзор сыграл на чувствах "верующих" в компьютерные игры. В разборках РКН и Steam игры не пострадают, но заявления ведомства аудиторию бодрят.
С 19 января Steam запретил крымским пользователям покупать свои игры из за санкций. Но только крымским — а не всей России. Угроза полной блокировки всего Steam, уже самой Россией, выглядит весомым аргументом РКН на переговорах, если они состоятся.
В октябре 2014 РАЭК представил исследование экономики Рунета в 2013 и прогноз на 2014. По данным ассоциации объем рынка игр может составлять около 35 млрд рублей. Это в разы больше чем, например, музыка или книжки. Steam не единственный продавец, но один из самых популярных в стране.
Артем Козлюк, руководитель "Роскомсвободы", объясняет механизм блокировки:
Когда информация на странице признается нарушающей какую-либо часть российского законодательства, то ссылка на страницу вначале вносится в закрытую часть реестра. В этот момент операторы еще не получают никакой информации для блокировки, а Роскомнадзор по закону обязан выслать уведомление хостингу, что материалы признаны запрещенными в РФ. Если ресурс более-менее известный - пытаются связаться с владельцем.
Если этого не происходит в течение трех дней, Роскомнадзор добавляет к записи в реестре информацию об IP-адресе и домене ссылки, и выгружает ее в открытую часть реестра - в этот момент ее начинают видеть операторы, в этот момент они обязаны доступ к ссылке заблокировать.
Схема ломается, когда речь заходит о ресурсах крупных или в той или иной степени значимых. Тогда Роскомнадзор может держать ссылки в закрытой части реестра очень долго - "Википедия", например, там уже два года.
Со Steamcommunity похожая история - ресурс до сих пор находится в закрытой части реестра, то есть операторы еще не получили команду заблокировать его. Однако, Роскомнадзор может исправить это в любой момент, и когда именно это произойдет - предсказать невозможно.
Статья вполне по делу, а вот в комментах как обычно идет излишняя демонизация ведомства.
Для начала, как много писавший в теме по github сразу отмечу, что туда РКН писал на хорошем английском языке. И куда положено, с чем и связано то, что github отреагировал (значит, РосКомНадзор писал не зря) и внес страницу украинского пользователя, решившего с помощью Хабра слегка потролить российские госорганы, в черный список GitHub для пользователей с российскими IP.
По Steam Community. Конечно же, это не магазин, и не облако пользователя. Все купленные игры никуда не денутся, в блоке (если не будет реакции) окажется только стороннее обсуждение.
Есть действующий механизм жалобы на коммунити, в котором размещен противозаконный материал. Но! В правилах Steam нет запрета на пропаганду и распространение наркотиков. Есть запрет на нарушение авторских прав, на креки, на преследование и харрасмент, но к наркоте Steam толерантен. Это странно для площадки, где тусуются миллионы подростков, но это факт.
Конечно же, в правилах есть стандартный пункт не нарушать локальное законодательство страны пользователя. Но применение этого пункта оставлено на усмотрение юристов Steam. И техподдержка, и юристы не нашли оснований для применения этого пункта. Почему — видимо потому, что я писал выше. Толерантность и лояльность к некоторым нарушениям, свойственным для американских подростков и студентов (см. фильм «Соседи на тропе войны»).
По тому, кому писали. Сошлюсь на неназванный источник из неизвестного коммунити. Писали юристам, службе безопасности, техподдержке, нескольким топам (отвечающим за Стим) и Гейблу. На емайлы (прямые и общие) и по системе обратной связи. Про ответ на тикет писал выше.
Те, кто немного знаком со Steam, наверняка знают, внутри этой фирмы царит полная анархия. Собственно, работники Valve сами придумывают себе должности и круг обязанностей. Добиться от них четких решений в вменяемый срок практически нереально. они очень долго думают и решают. А у РосКомНадзора регламент, он не может ждать столько, сколько принято у креативных айтишников.
Возможно, что сейчас вопрос что делать с данной ситуацией и решается. Возможно, обсуждение _грядущей_ блокировки (пока все доступно) и ускорит принятие Valve решения по ситуации.
Надо подождать.