"Яндекс" прекращает сотрудничать с агрегатором логистических сервисов MultiShip, с которым договорился об инвестициях в январе, рассказали Roem.ru в пресс-службе поисковика.
Яндекс и Multiship прекращают сотрудничество - по итогам первых кварталов совместной работы обеим сторонам стало понятно, что у компаний разные подходы к ведению бизнеса и разные представления о его развитии.
По нашей информации, в ближайшее время Multiship предложит магазинам, с которыми работает, заключить договоры напрямую с логистическими партнерами Multiship. До конца ноября все расчеты с перевозчиками и магазинами, которые не переоформят сотрудничество с новыми операторами, будут проходить по-прежнему через MultiShip.
"Яндекс" объявил о своем сотрудничестве с MultiShip для Яндекс.Маркета в январе 2014 года. Компании договорились об инвестициях в MultiShip - сумма их не раскрывается, взамен "Яндекс" получил технологию и команду разработчиков. Кроме того, в рамках сотрудничества MultiShip взял на себя оффлайновую часть работы с логистическими операторами - именно эту совместную работу компании сейчас и останавливают.
"Яндекс продолжит развивать выкупленную в начале года у MultiShip платформу, - говорит пресс-секретарь "Яндекса" Ася Мелкумова. - Основатели MultiShip сконцентрируются на других своих проектах. При этом "Яндексу" эта история очень важна, так что хотя он останавливает работу с MultiShip, он ищет нового логистического партнера для работы непосредственно со складам и курьерами".
MultiShip - это не только софт, немаловажную роль играли именно его оффлайн-компетенции. Он договаривался с различными службами доставками, кроме того, держал собственный склад, а через аутсорсеров и автопарк с курьерами - благодаря этому MultiShip забирал товар у интернет-магазинов, а затем передавал его в нужную службу доставки.
И вот с этой оффлайновой частью у него и были проблемы, говорит собеседник Roem.ru, знакомый с ситуацией. "Главная причина, почему "Яндекс" расстается с MultiShip - сложности работы агрегатора с магазинами. Продолжение работы с MultiShip ставило под угрозу саму идею агрегатора логистических сервисов".
С частью оффлайна MultiShip действительно стало тяжело из-за болезни роста, рассказывает директор и сооснователь курьерской службы доставки Axiomus Илья Новоселов, плотно работавший с MultiShip.
"MultiShip создавался как ИТ-компания, долгое время значительной частью их оффлайна занимались мы. Заборную логистику, предварительную сортировку делал именно Axiomus на аутсорсе. Но MultiShip всегда держал свой маленький склад, который осуществлял финишную обработку заказа, передачу их сторонней службе, работу с возвратом.
Мы работали с MultiShip с самого их начала - и по началу небольшие их объемы позволяли многие ошибки склада MultiShip исправлять в ручном режиме. В дальнейшем, с ростом объемов, особенно после публичной сделки с "Яндексом", MultiShip привлек существенное количество клиентов, которые принесли большое количество заказов. И MultiShip в этот момент перестал справляться со своей частью оффлайна. Мы пытались исправить ситуацию сколько могли за свой счет, неоднократно обращались к руководству MultiShip с предложениями, но, к сожалению, какого-то вменяемого отклика найдено не было.
MultiShip как и до своей сделки, так и после, мог качественно обработать лишь 200-300 заказов в сутки, говорит Новоселов. "Количество заказов увеличилось, качество обработки осталось на прежнем уровне".
24 сентября MultiShip стал рассылать интернет-магазинам письма, в которых сообщал, что по техническим причинам отключает часть логистических служб. "Насколько нам известно, в данный момент в операционной деятельности Multiship есть технические сложности, - говорит Мелкумова. - Поэтому было принято решение отключить часть служб доставки, чтобы снизить нагрузку и разобраться с текущими статусами по заказам, которые находятся в работе (хранение, доставка, возврат). С текущим количеством служб доставки это сделать сложно, поэтому Multiship отключил наименее популярные из служб, с которыми он сотрудничает (кандидатов на отключение выбирались с тем расчетом, чтобы сохранить максимальный регион доставок по России)".
Мелкумова подчеркивает, что "Яндекс" по-прежнему не хочет самостоятельно заниматься логистикой. "Это не наш бизнес. Наш бизнес - это технологии".
Управляющий партнер MultiShip Константин Жуков от комментариев отказался.
Когда "Яндекс" вкладывался в MultiShip, он планировал "наладить нормальную коммуникацию интернет-магазинов с покупателями из любого города". Предполагалось, что через MultiShip интернет-магазины смогут работать с любой уже подключенной к агрегатору логистической службой, без необходимости договариваться с каждой по отдельности. А благодаря ПО MultiShip "Яндекс" хотел рассчитывать сроки и стоимость доставки в Яндекс.Маркете.
(Обновлено): Директор по маркетингу «ООО Хисп» Георгий Юдин о работе MultiShip с интернет-магазинами.
У них постоянно проблемы. Пару дней назад все оформленные и переданные заказы просто исчезли из системы. По некоторым курьерским службам статусы вообще не обновляются, приходится вручную прозванивать. Возвраты сначала идут неделями до склада MultiShip, а потом еще надо ловить логиста, чтобы получить их обратно.
Сейчас мы уже четыре недели со склада не можем получить свой товар, т.к. логист очень занят. Пару месяцев назад было время, когда он неделями банально не поднимал трубку. Вернуть курьерами они не могут вообще. Саппорт не знает никаких подробностей о регламенте работы курьерских служб, с которыми они заинтегрированы.
Все вопросы, которые можно решить обычно за один звонок в курьерскую службу растягиваются на дни и недели за счет «прокладки» — MultiShip.
Сама система очень сырая, постоянно происходят глюки и сбои. Были дни, когда просто нельзя было подготовленные заказы оформить к отправке. Иногда сам сайт не доступен в течение дня. Однажды в пятницу после очередных правок от их разработчиков все навернулось к чертям.
Нормальные люди бы откатились к старой версии правок или бы поправили в субботу, но в MultiShip решили, что и так до понедельника повисит. Слава богу, удалось найти номер телефона генерального директора и в личной беседе попросить, чтобы хотя бы наши заказы оформили в ручном режиме на складе.
Постоянно какие-то из курьерских служб пропадают, бывает на неделю, бывает и на месяц. Сейчас штук пять отключили и вроде как минимум на два месяца.
Недавно, многие интернет-магазинщики в течение месяцев жаловались, что из-за виджетов MultiShip очень сильно падает скорость загрузки сайтов. Не знаю, удалось ли им поправить это или нет. Сам гендир жаловался, что решения проблем тормозятся тем, что решаются уже на стороне Яндекса. «Яндекс заставил нас переехать на свои сервера без подготовки. Мы предупреждали о возможных ошибках, но менеджмент Яндекса никак не отреагировал». «Здесь все дело в том, что ошибки фиксятся на стороне Яндекса (там сидит их администратор, доступа у нас нет). Если ошибка на нашей стороне - мы ее закроем сегодня-завтра».
(Обновлено в 26.09.2014 13:30): Генеральный директор MultiShip Мерген Чумудов прокомментировал происходящее для Roem.ru:
"Я бы мог прокомментировать каждый пункт со своей точки зрения, но в соответствии с подписанным договором с Яндексом на меня наложены обязательства по неразглашению. Могу только отметить, что с целью предотвращения открытого конфликта MultiShip с Яндексом, нашей командой было принято решение "забыть" историю с "Большим Братом", не доказывать нашу правоту в суде и пойти на текущие договоренности, а также продолжать собственный путь развития в другом проекте."
Не совсем понял комментарий paulus про рыночное предложение Мультишипа и необходимость только избранных регионов. Сотрудничаем с МШ больше года. Их предложение как раз привлекало тем что охватывает все регионы, причем во всем многообразии выбора доставок. И мне в большинстве случаев не надо заморачиваться чем куда и как отправить — клиент решает сам. У нас интернет магазин и зачем мне его ограничивать какими то регионами, мне вообщем то все равно откуда ко мне завтра прийдет заказ: с Таймыра, Сахалина или Мурманска — благодаря МШ у меня есть доставка в любой город страны. Да по Москве и Питеру и ряду крупных городов мы продолжали использовать другую логистическую компанию, но по всем остальным регионам спокойно работали через Мультишип. И честно никаких особых проблем описанных выше не наблюдали. Да про телефон забыли уже давно, где то с начала года МШ прекратил поддержку по телефону по понятным причинам, но все вопросы по тикетам решаются вполне оперативно — да не мгновенно, да зачастую даже не за час-два, но обычно всегда в течение рабочего дня удавалось добиться нужного ответа и результата. У меня магазин полностью интегрирован по API с Multiship и в том числе собственные доставки и других компаний все заведено в один интерфейс и если вдруг сейчас все это отключится, то это будет просто катастрофа. Переживаемо конечно, но в общем довольно болезненно. Столько сил и средств было вложено на отладку всех процессов и допиливание и вот вдруг… Совершенно не понятные посылы — заключите прямые договора с компаниями… да без проблем, договора то заключим, с многими они у меня были еще и до времени начала работы с МШ, но работать небольшому магазину сразу с большим количеством логистов не представляется возможным. И меня интересует судьба платформы и конкретно того механизма, которым мы сейчас пользуемся — т.е. единый интерфейс представляющий клиентам на сайте все варианты доставки и главное единый забор (неважно кем он производится) с возможностью отправить одним курьером заказы всеми СД участвующими в проекте. Как показывает практика проект вполне себе работоспособен и очень даже. Вот сейчас вдруг отключили больше половины СД, поначалу схватились за голову — наши клиенты реально часто пользовались услугами именно этих СД, но … включили все варианты ПВЗ и доставок других компаний, посмотрели по тому что есть по городам, по приходящим заказам и поняли что реально то мы никак не пострадали — как было у нас много вариантов доставки в разные города, так и осталось. Клиенты также без проблем переключились на те варианты что есть и особо никто ничего даже не заметил. Вы вдумайтесь система работает и прекрасно выполняет все запросы магазинов и их клиентов даже после того как в ней взяли и отключили больше половины партнеров по логистике, и магазинам не требуется ничего перестраивать, ничего менять, как работали, так и работаем. Честно с ужасом ожидаем каких то официальных комментариев от какой либо из сторон. Получается как обычно «бояре дерутся, а у холопов чубы трещат». Совершенно непонятно что имеет ввиду Мерген про «забыть» историю с «Большим Братом»…продолжать собственный путь развития в другом проекте.» Каком другом проекте, кому остается софт, кто будет его обслуживать, как с процессами логистики ? Мне вообщем то неважно как будет называться проект Multiship или какая нибудь Яндекс.Логистика и кто в нем будет руководить. Одного хотелось бы чтобы из-за каких то Ваших «концептуальных» разногласий Вы не загубили на корню уникальный проект, который прекрасно работал на рынке уже почти два года, и очень нужен тем кто его все это время использовал.