На сайте Министерства связи опубликован законопроект, предлагающий привлекать СМИ к административной ответственности за ссылки на материалы, признанные экстремистскими (список).
Проект поправок предлагает изменить текст статьи 20.29 КоАП ("производство и распространение экстремистских материалов") " на следующий (выделение - Roem.ru):
Массовое распространение экстремистских материалов, включенных в опубликованный федеральный список экстремистских материалов, а также их производство либо хранение в целях массового распространения, а равно размещение на сайте в информационно-коммуникационной сети Интернет гиперссылок на такие материалы -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток с конфискацией указанных материалов и оборудования, использованного для их производства
В том же законопроекте уточняется, что СМИ будут отвечать за такие нарушения как юридические лица.
В нынешнем виде законопроект по сути обязывает издателей СМИ уже не просто удалять "экстремистские" материалы по предписанию органов, пусть даже без решения суда, а самостоятельно мониторить публикации (включая пользовательские). Причем, не только свежие публикации, но и архивные, чтобы безобидная старая ссылка внезапно, решением какого-нибудь провинциального райсуда, не превратилась в экстремизм.
Отдельный вопрос к авторам законопроекта - как будет выглядеть борьба с "экстремистскими ссылками" в поисковиках и социальных сетях.
С поисковиками есть 2 момента. Простой и сложный. Если поисковики пополняют базу «по белому», «пауком», а не через разнообразные обходные пути (типа браузерных тулбаров) — у них и не будет в индексе крамольного содержания описываемого ссылкой. «Паук» не может зайти в места закрытые провайдерами доступа. Например, в РФ провайдеры блокируют Кавказ-Центр. То есть белому пауку Яндекса невозможно из России попасть на этот сайт. И этот сайт отсутствует в SERP (ходят слухи про альтернативного паука Яндекса, так называемого чёрного тарантула, предназначенного для аудитории в домене .com — но… это лишь слухи. И западный паук — никакой не чёрный и не западный совсем, а обычный домашний, российский, и он тоже не имеет выхода на Кавказ-Центр, потому что работает из России, и не имеет КЦ в своём SERP). И второй, более сложный момент заключается в том, что список — это не всегда url (прикрытый провайдером доступа). Иногда это легальное название (используемое даже в официальных документах властями РФ), нелегального в стране контента. Например, знаменитый хит Психеи «Убей мента» в списке значится как — Психея «Убей мента». Никакого адреса, конечно, нет. И у Яндекса эти видео — сегодня доступны. Причём от того, что ролик переименуют в «Психея про мента» — его содержимое не изменится. А требовать от Яндекса чтобы он враз научился понимать смысл роликов, смысл pdf, с запрещёнными властями текстами и т.д. и научился сопоставлять эти смыслы со скупыми строчками из «списка экстремизма» — не приходится.