Бесспорно, самым популярным инвестором 2007-го года оказался Юрий Мильнер и его фонд Digital Sky Technology (DST). Вложись этот фонд только лишь в "Одноклассников", это уже можно было бы назвать удачей, однако помимо этого DST смогла проинвестировать в другую популярную социальную сеть "В контакте" и ряд других успешных проектов помельче - Free-lance.ru, "Хабрахабр", Headhunter.ru.
При этом компания действовала достаточно жестко: на участие в "В контакте" и "Одноклассниках" претендовали ФИНАМ, "Рамблер" и другие компании, но победителем за все эти активы оказалась DST. Что до "Хабрахабра", его хотела выкупить "Афиша", на команду разработчиков претендовал "Яндекс", однако и этот актив ушел в DST. Долю в Headhunter.ru фонду уступил один из злейшых конкурентов по поиску объектов для инвестиций (если сравнивать объемы проинвестированных средств) - компания РБК. Борьба за активы едва ли была дешевой - лишь одна покупка пятипроцентной доли в "Одноклассниках" обходится в сумму около 10 миллионов долларов, тем не менее DST пошла на такие затраты.
В целом распределение среди компаний по инвестициям сейчас выглядит так:
Это уже вторая версия таблички (первая лежит здесь), создана после доклада на КИБе
В целом же публично инвестиции 2007-го года заметны плохо. По этому поводу сразу же высказался Кирилл Готовцев (Maniaco) - его выступление в видеоролике ниже:
После бала
Честно говоря, на фоне DST, которая получила такой букет проектов, ближайшая к ней по объему инвестиций РБК выглядит не так хорошо (как, впрочем, и все остальные, но они не заявляют о том, что потратили 116 миллионов долларов, как Герман Каплун). Хостеры - это хорошее приобретение, однако о покупке "Спейсвеб" РБК лично я слышал еще в октябре 2006-го года. Не знаю, может быть деньги и шли так долго, или сделка сложная, но у многих есть мнение, что с остальными хостерами вопросы по приобретению также решались в 2006-м году, а не летом 2007-го, когда РБК объявил об этом официально. Другой проект, Loveplanet.ru, который исправно рекламируется в офлайне, по прежнему остается объектом пикировок на тему его успешности с коллегами-конкурентами.
Более разнообразна ситуация в большой тройке. Если Mail.ru, похоже, вообще не покупает проекты, а стремится делать их самостоятельно (из крупных проектов за год Mail.ru запустил поисковик Gogo.ru и аналог "Одноклассников" - "Мой мир"). Проекты амбициозные, "Мой мир" даже в чем-то более качественный, чем "Одноклассники" - нет раздражающего дублирования учебных заведений, например, однако по каким-то причинам Mail.ru приходится постоянно себя накручивать: на том же КИБе Федор Вирин сравнил социальные сети с мессенджерами. От таких заявлений остался лишь один шаг к тому, что раз у Mail.ru есть такой популярный Mail.ru-Агент, то и с социальными сетями у Mail.ru все тоже замечательно.
"Яндекс" и "Рамблер" в чем-то схожи, а в чем-то отличаются. Они не боятся покупать компании. "Рамблер" докупил долю в "Бегуне", за 18,45 млн. долларов, а "Яндекс" за год приобрел "Мой круг", Punto, "Яндекс.деньги" и потратился на дата-центр. Помимо этого частично решил кадровые проблемы на мобильном направлении, приобретя компанию "Смартком". В отличие от "Бегуна", "Яндекс" покупает проекты на достаточно ранних стадиях, поэтому едва ли потратил много денег - сумму покупки "Моего круга" большинство называло менее миллиона долларов. При этом "Яндекс" продолжает искать объекты для покупки - по словам Аркадия Воложа, гендиректора компании, он сейчас планирует купить еще одну.
Остальные инвесторы, похоже, то ли не разогрелись, то ли успели к шапочному разбору. "Газпром-медиа", собиравшийся купить Rutube.ru, купил его только в этом году и отметился лишь некоторыми вложениями в сайт "Эха Москвы" и рядом небольших проектов. Впрочем, у него есть интерес к ряду средних интернет-СМИ, пока, вроде бы, не оформившийся в реальные приобретения. Где-то рядом с ГПМ находится "Суп", который купил проекты, может быть, и не самые успешные с точки зрения скорости развития, однако заметные и социально значимые. Это, разумеется Livejournal.com и Championat.ru, который за год смог увеличить аудиторию в четыре раза. Интересно то, что Мамут, инвестор "Супа", также вкладывается и в другие компании - на его деньги Татьяной Желонкиной делается поисковик "Кто там?", так что, наверняка, про олигархов в Интернете мы еще услышим.
Резюме
Денег, в Рунете, на самом деле много. Но дефицитным ресурсом являются не они - дефицитным ресурсом сейчас являются кадры, которые в состоянии эти деньги освоить и предложить им разумное использование. За счет этого участие в российских интернет-проектах сильно дорожает, при том что отдача денег от интернет-проектов растет с той же скоростью как и раньше, если не замедляется. На этом фоне, скорее всего, денег и потерь в Рунете в ближайшие годы будет намного больше чем в предыдущие.
Юрий Синодов, sinodov@roem.ru
Знаешь Юр, я при этом наблюдаю вполне регулярно людей, которые приходят к нам за оценкой по разработке, ходят по инвесторам и в итоге нихера не находят. Тот же Мильнер на моих глазах слил совершенно прекрасный проект, который бы задвинул Яндекс-маркет в глубокую жопу. Другие люди так и не нашли деньги под отличный, на мой вкус, проект интеграции всяких печатных материалов к вэбу. Просто оно у них оригинальное, а не пизженное с аналогов, а текущие «инвесторы», вернее те, кто себя так называет, в основном перекупают уже работающие проекты, там, где инвестиции-то не избыточно и нужны. Зато суммы получаются покрупнее, правда уходят они не в разработку и развитие.