Visa и MasterCard возьмут дань с новых систем онлайн-платежей

Развитие событий: Visa выйдет на рынок "скачай приложение у другого, чтобы получить бесплатно у меня" (2 марта 2015)

Visa и MasterCard намерены обложить дополнительной данью более молодые платёжные системы - например, такие как PayPal. MasterCard запланировал введение процентов с июня. Visa, пока без объявления конкретной даты, просто назвала справедливой инициативу конкурента, сообщает Reuters. 

Старые игроки уже получают отчисления (по словам экспертов, немалые) за привязку PayPal к своим картам. Однако молодые системы, ещё недавно выполнявшие достаточно специфические операции только в сети, постепенно выходят в оффлайн, вплоть до магазинов и кафе за углом. Новые платёжные системы осваивают рынки, где десятилетиями доминировали Visa, MasterCard и American Express, а это создаёт новые конкурентные риски для старых систем. 

В частности аналитики отмечают, что подключение новейшей платёжной системы к банку или к карточке затрудняет или делает невозможным для Visa и MasterCard заработок с так называемых "программ лояльности", где продавцы и издатели карточек делят регулярный "Аэрофлот-Бонус". Покупатель старается сохранять верность выбранной марке, а владельцы бренда формируют пул постоянных клиентов. Встраивающиеся в слаженные цепочки PayPal рушит всю схему. Платёжная система просто не отдаёт наружу достаточного объёма данных об операциях, и карточной системе становится невозможно подтверждать перед партнёрами эффективность "бонуса".

Ещё в 2011-ом году стало известно о подготовке карточными системами собственных систем таргетинга - на поле новичков, в онлайне. Карточного таргетинга до сих пор не существует, однако сами нереализованные планы свидетельствуют о том, что Visa и MasterCard рассчитывали закрепить за собой сеть. Три года назад Visa даже попробовала создать собственный "PayPal", однако 13 марта 2013 проект закрылся, и от планов захвата онлайна приходится переходить к обороне офлайна.

Предполагается, что MasterCard предложит таким компаниям как PayPal два варианта сотрудничества: упомянутый выше — чисто финансовый - повышенные проценты за операции. И более любопытный — информационный. Эмитент пластиковых карточек может и не взимать дополнительной платы, если платёжная система готова отдавать сведения о потребительских предпочтениях клиента. Однако готовность платёжных систем раздавать пользовательские данные не выглядит самым очевидным шагом в ближайшем будущем сразу по нескольким причинам.

В разных странах мира форматы карточных компаний и новых платёжных систем сильно различаются. Если в США юрлицо PayPal это система денежных переводов, хранящая средства на депозитных счетах традиционных банков — в Евросоюзе PayPal является банком сам по себе. В свою очередь Visa Europe принадлежит более чем 3,7 тысячам традиционных европейских банков. Не факт, что PayPal так уж заинтересован информировать почти 4 тысячи конкурирующих офисов о каждом движении собственных клиентов.

В России ситуация проще. При большом числе карточек на руках их популярность в офлайне ограничена. Часто владельцы просто снимают средства в банкомате и рассчитываются в заведениях наличными. То есть никакой существенной информации о потреблении в офлайне не накапливается даже у старых игроков — Visa и MasterCard. Офлайновое использование российских Qiwi, Яндекс.Денег, WebMoney носит штучный и тестовый характер. До начала конкуренции в розничных магазинах России старых и новых платёжных систем, формат их взаимодействия уже выработают за границами страны.

Стоит отметить лишь достаточно интересное положение компании Яндекс.Деньги. Этот актив несколькими способами подключается к американскому пластику, собирается слиться с государственным "Сбербанком" и при этом остается родственником крупнейшего продавца рекламы на основе пользовательских предпочтений. Возможно Яндекс, получающий доход от рекламы, заинтересован использовать пользовательские предпочтения самостоятельно, а не передавать их третей стороне.

Вдобавок, и Яндекс и Сбербанк тщательно охраняются государством. Поисковик защищён через "золотую акцию". Банк на 50% + 1 акция принадлежит ЦБ РФ. Можно вспомнить, что ещё в 2011-м году власти РФ занимали жёсткие охранительные позиции по отношению к Visa и MasterCard. Высказывались идеи вплоть до удаления этих систем из России с заменой на "национальные". Сложно поверить, что патриотическая фракция российских финансовых регуляторов обрадуется повышению отчислений или отгрузке в MasterCard лога покупок.

Добавить 7 комментариев

  • Ответить

    Как бы не дошло до судебных антимонопольных исков и обвинений в сговоре… В Eвропе точно не прокатит: если PayPal — банк наравне с другими 4000, то почему у него транзакционная комиссия выше?

  • Ответить
    Альтер Эго

    NCR и PayPal помогут ресторанам и предприятиям розничной торговли интегрировать POS-инфраструктуру с электронными кошельками покупателей. Так, на первом этапе предполагается интеграция функции мобильных платежей PayPal в новое приложение NCR Mobile Pay и систему оформления заказов онлайн NCR Aloha. По информации NCR, приложение NCR Mobile Pay разработано для более чем 60 тыс. объектов ресторанного бизнеса, использующих системы NCR Aloha. О http://moneynews.ru/News/17393/

  • Ответить

    С вебманями не работаем уже много лет, не хочется еще и с яндексом завязывать. Хотя уже и так гайки позаворачивали.

  • Ответить

    Начнём с того, что ни Qiwi, ни Я.Д, ни Webmoney не являются платёжными системами в смысле ФЗ-161. То есть СИСТЕМАМИ из банков-участников, а не отдельными кредитными организациями или компаниями. Шансы выхода в этом формате в оффлайн столь малы, что об этом нет смысла думать, по крайней мере сейчас.

  • Ответить

    Мне кажется что децентрализованная крипто-валюта Bitcoin очень вовремя начала набирать обороты. Все эти финансовые институты должны вымереть как динозавры. На свободном рынке они не конкуренты.

  • Ответить
    Альтер Эго

    Qiwi в офлайне в разы больше чем банкоматов. Формат пока другой. Возможно поэтому виза положила руку именно на Qiwi.