Накануне нового финансового года, который начнется 1 марта, Яндекс.Директ начал рассылать работающим с ним рекламным агентствам новые договора. В профессиональных кругах идет активное обсуждение основных изменений: если раньше на комиссию в 13% могли расчитывать все сертифицированные партнеры Яндекса, то теперь - только те, чей оборот превысит 35 млн рублей. А те 10%, на которые могут рассчитывать все - будут выплачиваться только раз в квартал. По словам участника рынка, нововведения сильно изменят ландшафт рынка.
Комиссионные составляют один из основных источников доходов рекламных агентств и формируются за счет выплат рекламными сетями некоторого процента от денег, потраченных на рекламу (не просто положенных на счет, а именно открученных) всеми клиентами агентства. В 2012 году Яндекс.Директ каждый месяц выплачивал 10%-ые комиссионные всем своим партнерам, а еще 3% могло получить любое агентство, прошедшее сертификацию.
В 2013 году правила изменятся, для большинства агентств условия стали следующими: 10% комиссии будут выплачиваться лишь раз в квартал, а еще 3% - один раз в год, и то лишь тем агентствам, чьи клиенты потратили за этот период больше 35 млн рублей (без НДС).
Движение в сторону сокращения агентских отчислений началось еще в прошлом году, когда Яндекса перестал платить комиссию за крупных клиентов. Похожие ограничения для агентств - на размер бюджета и регулярность расходов - ввел в конце прошлого года Таргет@Mail.Ru.
Анна Караулова, генеральный директор MediaGuru:
Новые правила приведут к тому, что все небольшие агентства будут получать от Яндекса 10%. Это -- ниже прожиточного минимума для компаний. Как следствие, агентства частично перераспределят бюджет в пользу AdWords: агентства берут за Google 10-15% с рекламного бюджета, и клиенты, размещающие контекст, уже привыкли к этому. Снижение агентского возврата в некотором смысле прировняет Яндекс к Google. Второе следствие -- введение дополнительных выплат по Яндексу для рекламодателей: клиентам агентств будет предложено оплачивать работу не только за AdWords, но и за Директ. То, что в 2012 году было исключением, в 2013 станет правилом.
Изменением системы выплат агентского возврата Яндекс меняет рынок, это правда. Это очень серьезное изменение".
Впрочем, некоторые представители рынка считают, что происходящее - хорошо и правильно, а рынок рано или поздно все равно придет к западным нормам работы без комиссии вообще. От этого, говорит Дмитрий Ковалев, генеральный директор РА "Ковалевы", выиграют в первую очередь клиенты - агентства перестанут тянуть их в сторону той или иной рекламной системы и накручивать бюджеты, ориентируясь на собственную выгоду:
Данные изменения вполне ожидаемы и укладываются в логику последних действий Яндекса – увеличение порогов скидок для клиентов, закрытие договоров для мелких РА по схеме “без участия в расчетах”, введение списка крупных клиентов, по которым не выплачивается/снижаются комиссионые и т.д. Рынок изменяется и Яндекс тоже, в ближайшее время вполне можно ожидать полной отмены комиссии для РА по контекстной рекламе, возможно, кроме медийного направления.
В основном пострадают небольшие РА и агентства, конкурентное преимущество которых заключалось в ведении Яндекс Директа без дополнительной комиссии.
В целом, :это позитивная новость для рынка – агентсва будут больше ориентироваться на работу с клиентом, а не с системами контекстной рекламы".
(Обновлено в 18:40) Пресс-служба Яндекса прокомментировала для Roem.ru:
Яндекс ежегодно переподписывает договоры с агентствами. Каждый год условия договора немного меняются – это естественно, так как меняется и уровень развития рынка интернет-рекламы, и условия работы на нём. Условия договора – это закрытая информация, и мы не готовы их обсуждать публично. Но в целом они направлены на поддержку агентств и профессионального рынка. Мы по-прежнему считаем, что, в отличие от западной модели, должны поддерживать заинтересованные в своём развитии агентства, предоставляя ресурсы для роста, разработки собственных технологий и повышения профессионализма.
С Яндекс.Директом по-прежнему можно работать, не заключая договор, – будут предоставлены и доступ к агентскому интерфейсу, и необходимый для работы функционал. А наши специалисты обучат и помогут в нём разобраться. Что касается небольших агентств, то, действительно, компании, которые раньше получали от нас несколько тысяч рублей в месяц, теперь смогут рассчитывать на вознаграждение на начальном этапе только приложив собственные усилия и увеличив количество клиентов. Для региональных агентств мы разработали и сейчас внедряем специальную программу, направленную на активное привлечение клиентов и построение профессиональной работы с ними. Конечно, эти условия будут неудобны тем, кто хотел найти способ небольшого, но легкого заработка, и не заинтересован в долгосрочном построении и развитии своего бизнеса.
Кирилл Шагун, мне ужасно жаль, что мы вас обидели. Не хотели. Нам действительно стоило разослать предупреждения, что срок действия договора подходит к концу. От имени Яндекса приношу вам извинения. Мы изменили только коммерческие условия, но никак не отношение к партнерам. Я надеюсь, что вы продолжите работу с нами – в любом статусе – и у нас будет возможность это вам показать. P.S. Кстати, один из вариантов решения проблемы с налоговой отчетностью – перевести клиентов на прямую оплату счетов. Но, я думаю, вы это знаете.