ФРИИ инвестирует 150 млн рублей в стартап «Мультикубик», производящий цифровые проекторы для диафильмов. "Мультикубик" решил возродить старую "советскую" традицию просмотра диафильмов и в итоге создал целую новую экосистему, включающую новый тип устройств, собственную библиотеку контента и т. д. Идея прижилась в США и других странах и ФРИИ оценивает потенциальную емкость рынка, на котором по сути есть только «Мультикубик» в более $700 млн.
Разработанное "Мультикубиком" устройство Cinemood - по сути является обычным цифровым проектором с некоторыми дополнительными доработками. В частности к нему прилагаются съемные чехлы с встроенным чипом NFC, которые работают как замена аналоговых диафильмов. Устройство распознает данные с чехла и автоматически загружает из облака целый сезон мультфильмов. При неоходимости чехол можно использовать на любом устройстве Cinemood, например на даче, или в квартире друзей.
«Cinemood – это не просто красивый проектор, а пропуск в целую мультимедийную экосистему детского контента. Команда проекта создала для пользователей все условия для того, чтобы дети смотрели постоянно обновляемый и интересный контент без рекламы, а родителям не приходилось каждые 5 минут возвращать сбитые ребенком настройки и переживать, что YouTube покажет что-то не то. По нашим оценкам, целевой сегмент рынка превышает $707 млн», - отметил управляющий инвестиционным портфелем ФРИИ Сергей Негодяев.
Проект был крайне хорошо встречен мировой аудиторией, в частности собрал $100 тыс на Indiegogo в рекордно короткие сроки, получив за это приглашение бесплатно поучаствовать в конференции TechСrunch, где проект собрал около 15 тысяч предзаказов от ритейлеров из России, США, Австралии и Европы. $300 000 компания получила от российской платформы краудинвестинга StartTrack, также она приняла участие в в акселерационной программе Bang & Olufsen в Дании.
Покупателей не останавливает тот факт, что Cinemood по сути мало чем отличается от обычного проектора при цене около 30 000 рублей. Покупателям также доступно более 150 часов мультиязычного контента: лицензированные мультфильмы, восстановленные из архивов диафильмы, аудиосказки и другой контент. Само устройство производится в Китае.
Особенности классического диафильма.
Хотя существовали взрослые диафильмы, учебные диафильмы, диафильм был больше детским развлечением, поскольку визуальной информации было много больше чем текстовой.
Вторая особенность — присутствие взрослого на просмотре. Сам прибор был опасным, лампа накаливания выделяла много тепла. Прибор включался в электрическую розетку 220 вольт. Старый проектор не был детской игрушкой и представлял определенную опасность. Ко всему, маленькие дети могли не уметь читать, и взрослый не только отвечал за безопасность, но еще и читал текст.
Самое важной свойство вытекает из первых двух — ритуальность самого мероприятия, нужно собрать кворум, занавесить окна, собрать проектор, настроить фокусировку по первому кадру. А потом взрослый начинал читать. В моей семье вся семья собиралась на просмотр. Я думаю, что именно ритуальность мероприятия делает воспоминания о нем особенно приятным.
Короче, новый прибор не требует присутствия родителя для операций с ним, он абсолютно безопасен, это его достоинство, так и недостаток. И контент не требует присутствие взрослого чтеца – есть видео. Короче, это вовсе не «диафильм».
Ну а главное не очень понятно что патентовать в таком приборе. Амазон за месяц выпустит подобный, если рынок окажется емким. Патентуемая часть будет обойдена незначительным изменением.