Посмотрите на все эти "Хабры", "Кадабры", "Хренабры" и иже с ним... Чувствуете разницу между ними? Да, в начале это было как-то интересно, «ново», «свежо», но во что это выродилось?
Вот, к примеру, «Интернетные штучки» день изо дня вещают про новые открывающиеся проекты. Они же как близнецы! Они используют разработки ГугльМапз/ГеоЦентрКонсалтинг и предлагают на одной и той же карте Москвы/России/мира размещать какие-то объекты (бензоколонки, авторемонтные станции, адреса любимых девушек…), или они создают какую-то «социальную сеть» (объединяются хозяева собак, водители автомобилей, больные с геморроем и т.п.), или же (это уже просто «полет мысли») предлагается какой-то «типа оригинальный сервис», например по слушанию радио, по закачке видео, по рассказыванию о событии…
У всех этих проектов одинаковый до степени смешения дизайн, шрифт, цвет ссылок, тэгов и т.п. На них есть лишь клонированные идеи и никакой, вообще никакой новизны или необычного поворота темы. (Один хороший знакомый коллектива нашего блога сравнивал это с ситуацией, когда после изобретения носков черного цвета, появляются гении, которые "придумавают" носки зеленого, синего, красного цвета. На этом фоне носки с пальцами уже кажутся открытием - Roem.ru)
Что это? Почему? Google все уже родил? Ну а если так, то зачем нужно повторение пройденного? То же самое происходит с дизайном. Дело доходит до смешного - ребятам из Facebook можно посоветовать сделать свой сервис для русских (я не знаю, как с этой темой не в России), чтобы между httр://www.v и .ru надо было бы вписать свое слово, либо просто выбрать из списка тем ту, которая нравится, и получить зарегистрированный домен http://www.vYOUR_THEME_HERE.ru, где следующим после регистрации темы шагом стоял бы выбор цвета фона страницы. И вот она, готовая «социальная сеть» на основе видео, аудио, контактов и чего угодно.
Неужели, это только я такой замшелый юзер, которого выворачивает ото всех этих «облаков тэгов», «карм», «отметить эту новость» и прочих мерзостей, расплодившихся как чума за последние пару лет и дурманящих голову молодому поколению?
Клонированные дизайнеры предлагают варианты за 39000 рублей с рыла обтесать голову страждущим, научив лепить их сайты по своим отработанным лекалам. Страждущие радостно взвизгивают в своих блогах, сделанных по канонам своих гуру о том, как круто им теперь живется.
Модные СМИ день изо дня перетолковывают новости о том, как "Хренабра" стащила скрипт у "Фигабры" и теперь "Кадабре" придется соперничать с "Думбаброй". Владельцы "Хрюкстера" судорожно думают, как бы переманить регистрантов у владельцев "Мяукстера", а закладочные сети перезакладывают свои закладки в ломбарде. Виртуальные карты утыканы флажками так, что будь они бумажными, незатыканными остались бы только тундра и тайга с пустынями и океанами. Прочие территории представляли ли бы собой дырку или мелкую труху.
И вся эта дрянь бурлит в каком-то жутком компоте, изредка долетая до офисного планктона, тупо жующего свою жвачку на «Фишках». Периодически она выплескивается в серьезные издания, которые читают серьезные дядьки в костюмах, которым очень хочется куда-нить вложить свою лишнюю копейку. И они старательно начинают надувать этот пузырь из регистраций, регистраций в регистрациях, причем, зачастую, ни фига не знают ни про "глубину просмотра", ни про "уникальных пользователей", ни про то, что они будут с этим чудом делать. Перепродадут. Как картину кто-то покупает за 1 млн., а через 3 года продает за 2 млн, потому что за 1 млн. ее уже западло продавать, так же и тут.
А какие идеи роятся в головах у поклонников вебдвануль. Я тут читал варианты. "Сайт на котором можно бросаться помидорами", "Сайт, где пользователи публикуют программы которые находятся у них на панели быстрого запуска", "Сайт для сбора информацию о контактах пользователя, включая личную переписку в IM клиентах, e-mail корреспонденцию и тому подобное". Девушка, дайте две! (между прочим, кидание помидорами собираются воплотить у себя "Одноклассники". Это будет прямая калька с социальной сети "Фортикома" - Roem.ru).
Лично от себя добавлю вариант - сайт, на котором есть одна кнопка "Родить ОХРЕНИТЕЛЬНУЮ идею". Нажимаешь - готово. Дальше уже надо зарегистрироваться, потому что начинается е-бизнес (коммерческая часть). После регистрации пользователь видит следующие кнопки:
2) Сделать ОХРЕНИТЕЛЬНЫЙ дизайн (с вариантами "автоохренительно" или "пошаговое охреначивание")
3) Сделать ОХРЕНИТЕЛЬНОЕ программирование (варианты те же)
4) Зарегистрировать ДОХРЕНА пользователей (с вариантом для VIP-юзеров с трехлетним оплаченным аккаунтом "зарегистрировать ОЧЕНЬ ДОХРЕНА пользователей")
После этого большая кнопка "Продать проект инвестору" и дырка для ввода ОДНОЙ цифры. Шесть нулей после дырки для ввода и значок $ написаны прямо в верстке.
Далее предлагается распечатать счет и код для размещения этого счета в 56 сервисах он-лайн закладок, 39 новостных лентах с UGC и в пяти тысячах блогов. Также необходимос сделать перевод счета на пушту, эсперанто и язык лунатиков. Кстати, хорошая же идея получилась, надо будет сделать (смайлик).
Резюме. Можно, конечно, сказать "как страшно жить" или "куда катится этот мир". Но скажу проще: ну ее нафиг эту моду. Мне с ней не по пути. Я за внятные бизнес-модели, за оригинальность и понятность предлагаемых фишек. И против обАйбучивания, обТеживания, обАквадизайнивания и clearstylewebpage-ивания всего, что ни попадя.
Время покажет, что я прав! (смайлик)
Disclaimer: У меня нет никаких личных счетов ни с одним из упомянутых выше ресурсов, все они приведены "к примеру", т.к. я не имел времени и настроения приводить много образцов в подтверждение своих слов. Кто захочет - найдет, кто не захочет - поверьте на слово
Если убрать эмоции в стиле «дрянь» и «хрень» из данного кавалерийского наскока на невинные социальные сети, то можно справедливо заметить, что сейчас идет мощная волна, точнее хвост, подражателей модных и популярных веб 2.0 сервисов. По сути происходит «докручивание», заполнение узких ниш. Конечно, не все описанные в этой статье игроки выживут даже через 1-2 года, но некоторые из них могут быть началом каких-то новых тенденций. Кто знает. Что сейчас происходит, закономерная стадия развития любого рынка. После появления первых цифровых плееров на рынок были выброшены сотни моделей от десятков производителей. Модели отличаются дизайном и несколькими параметрами. В скором будущем выживут 3-4 базовых модели, которые и будут доминировать. Примеров сколько угодно: Тысячи банков в начале 90-х и уже десятки через 20 лет, сотни производителей телевизоров в америке в 50-е и 0 сейчас… Интересно, а чем москва.фм не оригинальный сервис? даже более чем оригинально. И он-лайн радио, и рейтинги, и статистика. От бездумных социальных сетей, которые справедливо перечисляются, отличается на несколько порядков. Что касается дизайна «одинаковый до степени смешения дизайн, шрифт, цвет ссылок, тэгов», но wiwex.com смело можно включать в эту группу. А то что ex-дизайнер Яндекса и других топовых проектов рунета назван как «Клонированные дизайнеры», то это звучит более чем странно, наверное он первый под руку попался. Ж) Подобные курсы есть не только у Горбунова, но и у Лебедева, возможно Специалисте. И правила, каким Артем учит, — базовые, написаны у Нильсена и других гуру и ни о каких «отработанных лекал» речь не идет.