Иван Денисович, здравствуйте!
Вчера вы заходили в наш магазин подержанных товаров из секс-шопа и положили в корзину 43 наименования. Но покупку не оплатили. Мы готовы сделать вам скидку в 20% и подвезти заказ прямо на место работы! Что скажете?
Монолог примерно такого содержания несложно представить. Вот и всеми нами любимый Роскомнадзор в очередной раз возбудился на тему регулирования — на этот раз на тему не то контекстной, не то таргетированной рекламы. Навязчиво, говорят. РКНу оппонировал ФАС: жалоб мало, все фигня, не приставайте к интернетам.
Пару месяцев назад в личном разговоре с одним из топ-менеджеров "ВКонтакте" мелькнула фраза, которая нам всем и так понятна: ВК и все, что происходит вокруг ВК, становится основной причиной для введения тех или иных мер по стращанию всего Рунета.
В той же позиции находится "Яндекс", в той же, отчасти, "Википедия", но именно ВК наиболее «персонален» и вызывает самые большие круги по воде.
Что интереснее, так это причины, побудившие надзорное ведомство в очередной раз что-нибудь отрегулировать.
Продажники и владельцы небольших интернет-магазинов в последнее время освоили новую тактику работы. Суть очень проста:
- На сайт ставится код, который ловит данные о вашем ID "ВКонтакте". Конечно же, большинство никуда и никогда не разлогинивается. Здесь нет никаких особых рисков и поводов для возмущения, так как, чаще всего, эти данные используются только для показа таргетированной рекламы — а там про забытую корзину видеть хоть и странно, но не пугающе.
- А вот здесь внимание! Пока ретаргетинг был уделом бережно считающих каждый сантиметр конверсии мастодонтов с сотнями тысяч трафика, все было нормально. Но когда данные попадают к магазину с десятком клиентов в неделю, его продажник и часто единственный владелец ничтоже сумняшеся берет данные о тех, кто заходил на сайт, и начинает писать им в личные сообщения ВКонтакте. Про корзину, подвоз заказа, скидку, а в особо запущенных случаях что-нибудь вроде «ТЫ ПОЧЕМУ С САЙТА УШЕЛ ГАД».
А дальше шок, трепет, запросы в саппорт "ВКонтакте" на тему «как они узнали, вы слили им мои данные» (да, я такое видел) или, в особо изощренных случаях, горе-продавцы натыкаются на чиновника из Роскомнадзора, который начинает строчить проект регуляции.
Каждый, как говорится, в меру своих возможностей действует.
Понимание приватности, личного пространства и допустимости беготни за клиентом туда, где он вас видеть не ожидает, в руках малого бизнеса превращается в причину для… ну, в худшем случае "ВКонтакте" придется закрывать данные о своих куках для любых сторонних площадок. Какой эффект это окажет — все могут представить.
Несколько дней назад нежно любимый мной Foursquare пушем написал «любите лососем? Оцените новые места поблизости!». Я не сразу понял, что речь идет о том, как именно саггесты пишутся — роллы с лососем, пиво с водкой, бани с девушками. Форсквер, знаете ли, плохо умеет в склонения.
А был бы я чиновником, может и напрягся бы, что кто-то знает, что я люблю лососем, и пошел ставить назойливые сервисы в позу другого известного животного.
Я так понимаю, сложность в ограничении возможности выловить ссылку на профиль в социальной сети.
И я не думаю, что кто-то это в состоянии ограничивать, хоть ВК, хоть FB — ибо это делается с помощью клик-джекинга (ставится виджет «Мне нравится» поверх страницы, делается невидимым и «бегает» за курсором — так что куда бы юзер не ткнул, он в него попадет и информация об этом лайке уйдет продавцам).
Как со стороны ВК понять, что их виджет используется нечестным образом? Никак не понять. Запретить сайтам узнавать ID тех, кто в их виджетах нажимает «Мне нравится»? Тоже плохо. Вырубить виджеты вообще? Тоже не вариант.
Короче, да, технические сложности есть.