Сейчас, трезво оценивая ситуацию, мы, разработчики сайтов, признаем, что и нас кризис не миновал. Доходы по направлению веб-разработки с начала прошлой осени уменьшились, по мнению журнала «Эксперт», на 20 — 30%, (и этот показатель является не самым пессимистичным!). В результате большинство студий стали необычайно гибкими и предупредительными в отношениях с заказчиком: они готовы идти на все, чтобы повысить собственную привлекательность в глазах клиентов. Так, по нашим наблюдениям уже несколько компаний официально заявили о возможности заказа сайта в рассрочку.
Схема рассрочек выглядит более привлекательной, чем разрекламированные банковские кредиты. Текущие процентные ставки явно не позволяют ощутить радость сотрудничества в полной мере. Рассрочка же хоть и не такая долгоиграющая, зато позволяет избежать перерасхода.
Строго говоря, рассрочка на рынке веб-разработки де-факто появилась еще с начала «смутных времен». Традиционная оплата «по подписанию акта сдачи-приемки работ» начала растягиваться на месяцы, в практику широко вошли «графики погашения задолженности» и даже судебные процессы с особо нерадивыми заказчиками. Причина задержек не только в дефиците денежных средств, но и в том, что клиенты не стремятся расставаться с финансами в преддверии распиаренной «второй волны кризиса». Однако нужно отметить, что с ростом клиентоориентированности разработчиков, многие из них все-таки пытаются договориться с заказчиком «по-хорошему» и пролонгируют сроки взаиморасчетов. Получается, что предоставление рассрочки в начале отношений с клиентом – это в каком-то смысле узаконивание широко распространенной сегодня ситуации.
По нашим наблюдениям, пионеры по предоставлению официальной рассрочки появились в Москве, это, например, ФЕРТ, WEBСтроитель, а также в ряде регионов (Санкт-Петербург, Пенза, Иркутск, Новосибирск и пр.). Эти компании, как правило, небольшие, условия у всех примерно одинаковые, отличается лишь размер первоначального платежа – 20%, 30% и 50%. В качестве гарантии веб-студии оставляют разработанный сайт на своих серверах до момента окончательного расчета. А дополнительным заработком становится поддержка проекта, которая входит в список безусловных услуг. В Питере же пока, по нашим данным, только «Ленвендо» официально предлагает своим клиентам беспроцентную рассрочку. Правда, в нашем случае дополнением к специальным условиям по оплате идут услуги сопутствующих направлений: бесплатный хостинг и особый тариф на SEO-оптимизацию.
Почему же при всей привлекательности рассрочек, лишь единицы решаются публично объявлять о возможности растягивать платежи? Самое главное - студии не заинтересованы с первых минут общения с клиентом отказываться от возможности работать по стандартной схеме (с большим процентом предоплаты). Вторым аргументом являются высокие сопряженные риски. Ни для кого из разработчиков не секрет, что значительная часть «небольших» и «средних» проектов делаются «в корзину»: зачастую заказ сайта является формальностью, вмененной руководителем компании одному из подчиненных. В этом случае, одним из основных аргументов для его сдачи-приемки является уже внесенная заказчиком предоплата, которую либо невозможно, либо очень сложно «вытащить» обратно. Потраченных денег жалко, это и образует определенный смысл для клиента в завершении проекта. В случае рассрочки, ощущение финансовой утраты отсутствует, и разработанный сайт (а также затраченные человеческие и финансовые ресурсы веб-студии) останется лежать неоплаченным на серверах исполнителя.
Взять на себя такие риски могут только две категории веб-студий: так называемый «семейный подряд», по сути просто сообщество разработчиков, которые на иссякнувшем потоке заказов предлагают рассрочку в надежде, что хоть кто-нибудь да заплатит. Вторая категория - компании, которые имеют запас прочности как с точки зрения финансов, так персонала.
Подытоживая, можно сказать, что в сложившейся ситуации многие игроки рынка, так или иначе, работают в рассрочку (или как минимум с максимально комфортным для заказчика графиком платежей). При этом публичное заявление о рассрочке позволяет сделать отношения «заказчик – разработчик» прозрачными с самого начала, и закрепить их в договоре. А это позволит избежать многих проблем в дальнейшем. Вместе с тем, клиент должен понимать, что озвученные программы – это всего-навсего отправная точка для переговоров. Решения в каждом случае индивидуальные и финальные условия обсуждаются в частном порядке. И если клиент в состоянии работать по традиционной схеме – платить больше и быстрее – разработчик будет подводить его именно к такому формату сотрудничества.
Редакция Roem.ru может не разделять мнения авторов, предоставляя возможность высказывания различных мнений. По вопросам публикации обращайтесь по адресу sinodov@roem.ru
Вношу ясность :). Мы (Ленвендо) — питерские разработчики, при этом также действует офис в Москве (продажи, реклама, свои проекты и пр.). Основная специализация — сайты на 1С-Битрикс. На роем имя компании обсуждалось, например, в контексте разработки гдеэтотдом. Тезисы это публикации примерно такие: 1. мы считаем более правильным изначально «узаконивать рассрочку» связанную с задержкой выплат со стороны заказчика; 2. по нашим оценкам большое количество студий уже работает по более сложному графику платежей нежели традиционные аванс/расчет. 3. не все компании могут взять на себя риски связанные с отказом заказчика от результата работ в условиях работы без аванса. На тему опыта: пока четко отлаженной схемы и обширной практики по такому порядку работ у нас нет. Поскольку у нас не потоковая разработка, мы просто не успели набрать достаточно клиентов, чтобы посмотреть, как такие схемы работают на больших выборках. Поэтому хочется услышать мнение остальных участников по этим вопросам и поделиться имеющимся опытом, если это интересно.