Во ВКонтакте 46 миллионов потенциальных покупателей разных возрастов, занятий и интересов. Это отличная площадка для бизнеса. Но как настроить продажи в этой соцсети?
Раньше бизнесменам приходилось либо загружать фотографии товаров в альбомы, принимать и обрабатывать заказы вручную или использовать различные приложения для электронной коммерции, например, приложение конструктора интернет-магазинов Ecwid.
Оно размещается в сообществе (как у магазина T-Skirt), а покупатели могут делать заказы прямо внутри приложения, не покидая ВКонтакте.
Решение в виде приложения имеет недостатки в том, как магазин представлен на страницах. Ссылка на интернет-магазин находится в боковом меню и зачатую пользователям незаметна. Еще одна из проблем – невозможность сослаться на какой-либо товар или страницу встроенного магазина в сообществе.
Мы это заметили давно, но без какого-то архитектурного решения со стороны ВКонтакте починить это было нельзя.
После релиза «Товаров ВКонтакте»
В сентябре 2015 ВКонтакте анонсировали сервис «Товары». Фактически это каталог товаров по категориям, с ценами и описанием.
Чем хорош новый сервис:
- товары легко заметны на странице сообщества, отдельный блок появляется сразу под основной информацией группы;
- товары видны в мобильной версии;
- под картинкой товара сразу видна цена;
- для каждого товара можно добавить несколько фотографий;
- сервис можно использовать в любой группе или сообществе независимо от числа участников.
Мы сразу поняли, что это улучшение может в корне поменять преставление интернет-магазина для пользователей ВКонтакте.
«Товары» пока неполноценный магазин: чтобы купить, пользователю надо связываться с администратором группы и договориться об оплате и доставке. Но, хотя данное решение не позволяет выполнить полный цикл продажи, решается главная задача – показать товар и увлечь покупателя покупкой.
Поэтому мы задались целью: 1) упростить процесс покупки для всех участвующих сторон: чтобы клиенту не нужно было переписываться с продавцом, а продавцу — подробно описывать шаги по оформлению заказа; 2) дать возможность автоматически выгрузить полный каталог товаров из Ecwid-магазина в раздел «Товары ВКонтакте» с последующей синхронизацией.
Как работали с API ВКонтакте
Мы начали работу практически сразу после публичного анонса API в январе 2016-го. Было заметно, что разработчики ВКонтакте в то время продолжали улучшать API.
Выгрузка каталога товаров – несложная задача. Если в двух словах: cервис синхронизации создает подборки товаров на основе структуры категорий товаров интернет-магазина. Затем загружает изображения товаров и сами товары, затем связывает товары с подборками.
При первичном нагрузочном тестировании обнаружили, что API ВКонтакте кроме ограничения по количеству запросов в секунду имеет дополнительное ограничение, так называемый floodControl.
Это ограничение явно не документировано, но оно связано с количеством однотипных запросов к API в сутки. Поэтому в какой-то момент пришлось провести группировку запросов к API с помощью метода execute и попросить ВКонтакте поднять порог срабатывания данного лимита.
Синхронизация Эквида и «Товаров ВКонтакте»
Теперь пользователи Эквида могут в несколько кликов автоматически выгрузить каталог товаров из своего интернет-магазина в раздел «Товары ВКонтакте» и управлять продажами в соцсети так же, как делают это в своем Эквид-магазине.
Это здорово, потому что:
- Товары выгружаются в сообщество автоматически, не нужно заполнять информацию вручную по одному.
- Товары синхронизируются. Если вы добавите, удалите или измените товар в Эквид-магазине, все обновления попадут в сообщество по вашей команде.
- Клиент может купить товар напрямую, не связываясь с администратором сообщества. Для этого ему достаточно перейти по ссылке в описании товара в интернет-магазин и произвести оплату.
- Товары хорошо заметны в группе.
- Карточки товаров имеют полноценный функционал «ВКонтакте» — можно лайкнуть или поделиться продуктом.
- Товары хорошо отображаются в мобильной версии и мобильных приложениях социальной сети.
К тому же ВКонтакте обещает создать единый каталог «Товары» с ценами и информацией о продавцах (как у Яндекс.Маркета). Пользователи смогут просматривать все товары и выбирать для себя лучшие предложения. Это отличная возможность повысить продажи, пока конкуренция невысока.
С какими проблемами столкнулись?
Около 10 человек выгрузили свой товар во ВКонтакте за первые несколько часов после релиза. Один из них выгружал каталог из 1000 товаров. Мы следили за процессом в реальном времени, готовые помочь, если что-то пойдет не так. Обошлось.
Сейчас уже больше 100 продавцов выгрузили свои товары. За несколько дней мы собрали отзывы и предложения, столкнулись с проблемами интеграции:
- Текущие ограничения API ВКонтаке (5 запросов в секунду и неизвестные лимиты на количество обращений к API в день) мешают нам, как SaaS платформе, выполнять быструю выгрузку больших каталогов. Импорт может затянуться на несколько часов при размере каталога от 5,000 товаров.
- Пока нет возможности выгрузить в одно сообщество товары разных продавцов.
- Ограниченный список валют. После запуска к нам обратились клиенты, которые не могут опубликовать товары в валюте своего магазина.
В планах – решить эти проблемы и продолжить улучшать интеграцию.
Первое, с чего начнем – дадим продавцам возможность выгрузить каталог товаров в разные сообщества. Например, если вы занимаетесь поставками спортивного питания и хотели бы опубликовать каталог своих товаров в нескольких сообществах посетителей спортивных клубов.
Еще один важный момент – мы обратили внимание, что не все магазины имеют достаточно качественные изображения товаров, которые бы удовлетворяли условиям выгрузки ВКонтакте. Раньше товары выгружались без изображений, сейчас такие товары не выгружаются. Вместо этого всплывает подсказка с инструкцией, как устранить недочет того или иного товара.
***
С помощью этого решения мы надеемся привлечь в Ecwid продавцов, для которых ВКонтакте – основной канал продаж (это владельцы малых бизнесов – они продают бижутерию, одежду, аксессуары и другие вещи, которые делают своими руками). Мы предлагаем им автоматизировать продажи ВКонтакте, а также использовать другие функции Ecwid для расширения бизнеса.