Допускать в Россию зарубежные платформы следует при условии участия в них отечественных производителей товаров и услуг, говорится в концепции по регулированию деятельности цифровых платформ, разработанной в российском Правительстве. В создании концепции участвовали ФАС и Центробанк.
Для отечественных экосистем необходимо создать преференциальное положение, тем самым защитив их от иностранных игроков, подчеркивается в концепции. В частности, предлагается предотвратить регуляторный и налоговый арбитраж, в том числе в пользу иностранных экосистем, а также предоставлять отечественным платформам налоговое стимулирование.
При этом между национальными экосистемами должна быть здоровая конкуренция.
Развитие в России иностранных экосистем несёт для граждан риски навязывания услуг, для бизнесов -- недобросовестной конкуренции, для государства — риск "снижения конкурентоспособности отечественной экономики и утраты контроля за персональными данными".
В мире существуют две страны, где национальные экосистемы достигли существенного развития, — это США и Китай. Россия может стать третьей. Для России развитие цифровых рынков может стать драйвером экономического роста и основой для сохранения технологического суверенитета.
Развитие отечественных экосистем соответствует интересам государства в сфере безопасности. Во-первых, национальные платформы предотвратят накопление иностранными игроками важной экономической, социологической и демографической информации. Во-вторых, обеспечение технологической независимости России от зарубежных экосистем будет стимулировать долгосрочные инвестиции.
"У РФ попросту нет полномочий накладывать какие-либо обязательства на субъектов, подчиненных иностранному правопорядку. Если иностранная экосистема не локализована в РФ через, например, представительство, ни о каких обязательствах и наказаниях со стороны российского регулятора речи не может быть", сказал "Известиям" юрист Антон Именнов.
Эту проблему должен решить внесённый на прошлой неделе в Госдуму проект закона о "приземлении" иностранных компаний.
Он регулирует деятельность иностранных компаний, чьи сайты с территории России посещает более 500 тыс. человек в сутки и где либо распространяется информация на русском языке или языках народов России; либо размещена реклама, направленная на российскую аудиторию; либо эти сайты обрабатывают сведения об отечественных пользователях; либо получают деньги от юридических или физических лиц из России.
Владельцы подобных сайтов будут обязаны с 1 января 2022 года создать в России филиал, представительство или юрлицо, которое сможет рассматривать обращения граждан, исполнять решения судов и госорганов, принятых в отношении этой иностранной компании, ограничивать доступ к запрещенной в России информации. Также подпадающие под законопроект компании должны будут зарегистрировать личный кабинет на сайте Роскомнадзора и взаимодействовать с ведомством через него.
Центробанк России в апреле объявил о начале общественного обсуждения регулирования крупных экосистем, законопроект планируется сформировать к весенней сессии Госдумы 2022 года.
Уже сейчас ЦБ недвусмысленно транслирует требование к открытости экосистем. Под этим понимается «допуск внеплатформенных участников на платформу экосистемы на основании публично раскрываемых экосистемой критериев». При этом регулятор считает, что нет необходимости выявлять экосистемы. «Мы никого не включаем в экосистемы сегодня, наоборот, участники рынка сами заявляют, что они строят экосистемы, и в этом смысле у нас нет пока никакого аппарата относить ту или иную компанию к экосистемам»