Услуги онлайн-бронирования авиабилетов и отелей в Рунете представлены не одним десятком сервисов. При этом рынок продолжают штурмовать новички, а инвесторы деньгами голосуют за новые попытки замкнуть путешественников на одном универсальном инструменте.
Cегодня почти каждый десятый российский путешественник самостоятельно организовывает свою поездку. По данным совместного исследования Travolver и аналитического агентства PhoCusWright, доля онлайн-бронирований в 2012 году составила 14% от всего рынка туристических услуг ($7,5 млрд). Для сравнения в 2011 году — 10%. По оценкам экспертов, к 2015 году объем российского туристического онлайн-рынка составит $8-10 млрд.
На прошлой неделе заявил о себе новый "гибридный сервис" – планировщик путешествий Agenda.travel, получивший инвестиции от фонда Игоря Мацанюка imi.vc. Часть функционала сайта пока еще находится в разработке, но beta-версия уже доступна всем желающим. Roem.ru поговорил с менеджером по продукту Agenda.travel Евгением Юркевичем, чтобы выяснить, что нового может предложить этот сервис в тесной нише.
- Как возникла идея планировщика путешествий?
Мы с коллегами занимались заказной разработкой ПО, но в определенный момент приняли решение делать собственный проект. Раньше мы вместе работали в российской космической индустрии, в том числе принимали участие в разработке систем для планирования экспедиций на МКС. Мы всегда любили путешествовать, и в то же время нас привлекала технологичность авиаиндустрии и активно растущий в Рунете рынок авиабилетов. Поэтому решили сделать проект на стыке авиации и путешествий. Потом одной только авиации нам показалось мало.
Один из основателей проекта часто ездил к родителям на Алтай, в город, где нет прямого авиасообщения с Москвой, и ему приходилось стыковать самолеты и поезда на бумажке. Это было жутко неудобно и отнимало кучу времени. Чтобы решить эту задачку, мы добавили в наш поисковый движок возможность склеивать маршруты с разными видами транспорта, например, самолеты и поезда РЖД.
Как люди, неравнодушные к путешествиям, мы изначально хотели сделать сервис, которым стали бы пользоваться сами – объединить всех самых известных и крутых поставщиков, собрать всевозможные инструменты планирования в едином сервисе: локации, афиши, билеты, отели, авто, страховки, возможность составить план поездки и поделиться с друзьями. И мы воплощаем это в Agendа, постепенно добавляя что-то. Надеюсь, что скоро начнем принимать заявки на билеты в космос (смеется).
- Кроме стыковки различных видов транспорта, в чем еще конкурентное преимущество сервиса? Например, реализованный на сайте Agenda поиск по билетам, отелям, страховкам и ожидаемый подбор аренды авто есть у Aviasales.ru.
Мы визуально показываем все детали путешествия. Это чем-то похоже на игру, в которой пользователь собирает свой трип из набора карточек: билетов, отелей, авто, разных интересных локаций и активностей. Свой трип можно посмотреть на календаре, в таймлайне или на карте, а путешествие ограничено только фантазией и бюджетом.
Планировщик позволяет быстро внести изменения в трип (кол-во людей, виды транспорта и т.д.), если это необходимо. Различные варианты путешествия можно сравнивать, скопировав трип на отдельную закладку и внеся в него какие-то изменения, например, можно достаточно быстро сравнить стоимость путешествия в Лондон и в Берлин, или два похожих путешествия в Лондон, но, например, в марте и в июле.
Всё путешествие можно сразу оплатить с карточки одним чеком. Трип можно расшарить в соц.сетях и обсудить с друзьями. Сейчас мы работаем над функционалом, который позволит совместно планировать путешествия с друзьями, выбирать различные POI (points of interests) и отмечать их на карте.
- Игроки рынка онлайн-бронирования авиабилетов конкурируют за пользователя предложениями с низкими ценами. У Вас есть ориентация на низкие цены, или это не первостепенная задача Agenda?
Низкие цены - это всегда приятно. Не секрет, что 90% travel-рынка в Рунете сейчас составляют продажи авиабилетов, где идет жесткая высококонкурентная борьба. Будем стараться держать цены низкими, это является одной из основных частей нашего плана. Сейчас мы ищем авиабилеты сразу в нескольких системах GDS (GDS – системы бронирования авиабилетов) и в разных агентствах по всему миру, выписывая билет там, где он дешевле (похожим образом работает, например, OneTwoTrip - Roem.ru). Все наши цены окончательные, оплата в рублях, без сюрпризов.
В самое ближайшее время на сайте появится возможность арендовать авто. Также добавляем сейчас лоукостеры (бюджетные перевозчики - Roem.ru). Это позволит предлагать возможность стыковки регулярного рейса с лоукостами, что существенно может снизить стоимость на некоторых направлениях (в сравнении, со склейкой двух регулярных рейсов).
Активно интегрируем ж/д поставщиков, скоро планируем значительно увеличить покрытие в странах Европы и Америки. Если говорить об отелях, то скоро очень надеемся увидеть в нашей выдаче предложения от Booking.com. Работаем над этим.
- Планируете запускать мобильную версию проекта?
Да, это есть в планах. Я надеюсь, мы что-то покажем уже летом. Есть концепты мобильной версии под смартфоны и адаптации сайта под планшет.
- Основное развитие проекта вы видите в вебе, или всё-таки мобильное направление будет приоритетным?
Если говорить именно о планировании путешествия, то, скорее всего, это будет «ветка» под планшеты. На телефоне планировать не совсем удобно из-за малого размера экрана. Тут скорее речь о возможности накидать наброски трипа или что-нибудь экстренно докупить, а детально планировать уже на «большом экране». Мобильная версия будет синхронизироваться с сайтом и хранить у себя билеты, ваучеры отелей, чтобы все было под рукой, ну и конечно, общий план путешествия. Зато с помощью мобильного приложения намного проще ничего не упустить в самой поездке, маршрутная карта и детализация трипа всегда под рукой, всегда можно заглянуть и проверить номер рейса, адрес отеля или время сдачи автомобиля.
- Сколько всего человек работает в команде Agenda?
Сейчас порядка 20 человек.
- Разработка?
Нет, это не только разработка, но и саппорт (так как мы продаем авиабилеты, отели и другие услуги, мы помогаем решать вопросы с обменами, возвратами, даем консультации), плюс маркетинг.
- Вы сами при подборе туров пользуетесь сервисами онлайн-бронирования авиабилетов, отелей?
Я вcе планирую на Agenda. Пока у нас не подключены многие поставщики, которыми я пользуюсь в путешествии, те же лоукостеры или Airbnb, записываю их в виде заметок. В Agenda для этого есть специальный элемент – «Блокнот». Его можно использовать как для простых текстовых заметок, так и для планирования встреч или экскурсий, добавляя к ним время. Сейчас это первая версия, довольно простая, в следующей заметки станут более умными, с возможностью добавления информации от сторонних сервисов, которые пока у нас не представлены, привязкой к карте и другими полезными штуками.
- А до Agenda вы сами какими сервисами пользовались?
Билетами мы занимаемся с 2010 года, поэтому билеты были «собственные», если так можно сказать. Если же говорить про отели, то в основном это были Booking, Expedia, Agoda или апартаменты от Airbnb, аренда авто от брокеров Cardelmar или Autoeurope. Это достаточно удобные сервисы, но зачастую раздражало то, что очень много времени уходило на поиски и выбор вариантов, приходилось лазить по множеству сайтов, чтобы что-нибудь докупать и оплачивать у разных постовщиков. Теперь же мы объединим всех самых лучших и известных поставщиков.
- Как вам удалось привлечь инвестиции от Мацанюка?
Мы пришли к Игорю как раз с проектом планировщика. У нас были наработки в области авиабилетов – проект «Билет Эксперт», который мы тогда делали. И так получилось, что идея понравилось. На тот момент мы убедились, что полноценного планировщика пока никто не сделал. Многие пытаются сделать подобную штуку, но очень много каких-то псевдопланировщиков. Одни с уклоном только в социальную составляющую, с возможностью отмечать маршруты, делиться с друзьями, но при этом там нельзя ничего купить (мечтая и разглядывая красивые картинки про Полинезию, я даже не представляю, сколько это мне может стоить). А после уточнения цены, подобные планы у многих остаются лишь в мечтах. Другие же наоборот, позволяют выбрать и купить билет, отель, но при этом нельзя увидеть всё путешествие целиком, все его детали, добавлять достопримечательности, планировать и делиться с друзьями. Как нам показалось, до сих пор на рынке нет ни одного удобного инструмента, хотя многие начали движение в эту сторону. Надеюсь, что у Agenda это получится.
Какую роль в проекте играет Мацанюк? И на каких условиях вы сотрудничаете?
Игорь помогает нам не только финансами, но, в первую очередь, своим большим опытом в построении компаний мирового уровня, полезными и нужными контактами, подсказывает интересные фишки, советы по интерфейсу. Ну то есть, дает наставления, делится опытом и всячески помогает в создании сервиса.
Это ваш первый опыт работы с инвестором?
Да. «Билет Эксперт» создавался полностью на собственные средства.
Как "продавали" проект инвестору, что было сложнее всего?
Не буду оригинален. Процесс поиска инвестиций был похож на другие примеры. Походили на стартаперские тусовки, сделали презентацию, отправили её по фондам и инвесторам. Были встречи: кому-то было интересно, кто-то отнесся скептически, так как на рынке уже были крупные игроки. Мое мнение: решающим фактором стали компетенции команды и полностью работающая версия сервиса, сделанная на собственные средства.
Вы лично хотели бы попробовать себя еще в какой-нибудь отрасли, или пока, кроме Agenda, ничем заниматься не будете?
Agenda находится в самом начале своего развития, у нас огромная куча планов и идей по улучшению сервиса и, конечно, все силы мы будем тратить только на него.
В заключение Roem.ru поинтересовался мнением людей, которые много и со вкусом путешествуют самостоятельно. Как они планируют своё путешествие и что думают о новом сервисе Agenda.travel (в том виде, в котором он существует сейчас). Сразу оговоримся, что наши собеседники до просьбы прокомментировать сервис ни разу им не пользовались.
Андрей Себрант (здесь мы спрашивали Андрея не как представителя известной компании, а как активного и опытного путешественника):
Мне лично сервис полезным и интересным не показался. Свои поездки я всегда сам планирую и готовлю, безо всяких агентств. И подготовка здесь – это уже большая часть удовольствия от поездки, которое получаешь еще до ее начала. Открыть Google Earth, «полетать» над выбранным районом (если это природа), посмотреть Street View (если крупный город) и обязательно фотографии со слоя Panoramio. В Википедии посмотреть про достопримечательности, найти их на карте, оценить, как до них добираться. На сайтах хоть музеев, хоть горнолыжных курортов – разобраться с расписанием работы и правилами покупки билетов (иногда надо заранее бронировать). Потом оценить варианты заезда: тут надо и маршруты на авто, и маршруты общественного транспорта, покопаться в соответствующих сервисах. Посмотреть в интересном месте гостиницы (с учетом того, что карту и расположение важных мест на ней уже представляешь, и она у тебя открыта в разных видах в разных окошках) по куче источников: тут и Foursquare, и booking.com, и гостиничный слой на Google, и подсказки в навигаторе (приложении на смартфоне), и страницы отелей в Facebook, если есть.
Это очень вкусный и приятный этап, на котором Agenda ну ничем мне не помогает – куцая информация на карточке отеля ничем не лучше той, которая есть в booking.com, например (официальные фотографии с сайта отеля + карта, причем особенности номеров не описаны). Когда я своими методами уже выбрал отель (или список вариантов), мне проще номер заказать хоть прямо на его сайте, хоть через какого-то интегратора, куча страниц которого у меня открыта во вкладках (всплывающие окна здесь просто неудобны), хоть на Facebook их акции и предложения поизучать. Весь этот процесс поиска очень многооконный, это не линейная последовательность действий.
Дальше – билеты. Я снова не понял, чем Agenda лучше, например, Каяка, которым люблю пользоваться (причем часто проверяя еще и на сайтах авиакомпаний тамошние предложения). Хотя в описании сказано, что сервис работает со стыковками, состыковать не получилось. Если нет прямого рейса, маршрут мне не построился даже с авиа-пересадками, не говоря уж о вариантах с автобусами или поездами. Т.е. и билетная вкладка не улучшила мне то, что я и так умею.
Общее расписание и заметки? Оно мне не нужно на сайте, оно мне нужно в моем календаре в мобильном и в заметках, которые синхронизируются в облаке, потому что то, что я пишу туда, пока планирую за столом дома, дальше мне потребуется в дороге в мобильном. На сервисе я не нашел ничего про мобильные приложения и не нашел никакого экспорта в календари и напоминалки, гугловые или яблочные.
Я верю, что из этого, возможно, особенно после добавления прочего транспорта и аренды машин и связки с мобильным, что-то вырастет. Пока же пользы для себя не вижу.
Юлия Вронская, координатор международных проектов в музее-усадьбе Л.Н. Толстого "Ясная Поляна" (те, кто знакомы с Юлей, знают, что эта девушка с активной жизненной позицией, черпающая вдохновение из путешествий):
Я обычно использую несколько специализированных сервисов для того, чтобы организовать путешествие. Сначала проверяю несколько вариантов с авиабилетами. Стоит сказать, что зачастую результаты самых известных сервисов отличаются несильно, но бывают приятные сюрпризы, когда удаётся только на одном найти что-то очень удобное и недорогое. Думаю, что теперь буду пользоваться авиачастью Agenda.travel как одним из вариантов поиска - он предоставляет качественные варианты перелётов. Но в этой части есть один серьезный недостаток - я хотела забронировать билеты с прилетом, например, в Кельн, а обратным вылетом из Бильбао, но такой функционал не предусмотрен. Нужно добавлять! Удобно, что сервис запоминает те направления и даты, по которым проходил поиск, и к ним можно легко вернуться.
Что касается гостиниц, то я редко останавливаюсь в них, поэтому совсем нечасто пользуюсь и известным booking.com. Я люблю апартаменты, и здесь у Agenda.travel может быть точка роста - в результаты гостиниц нужно попробовать включить поиск по апартаментам, тем более что есть прекрасные сайты, на которых предлагается невероятное количество квартир.
В целом я за то, чтобы искать отдельные виды услуг для путешествия на разных сайтах, но если бы в Agenda.travel к неплохому поиску по перелётам прибавился обширный поиск апартаментов и, например, хостелов, - это было бы очень удобно.
Добавить 9 комментариев
Они все, конечно, ма-лад-цы, но такую простую вещь, как арендовать машину, скажем, в Астрахани, или как добраться, скажем, до Лагани никто ниосилил. Так что на рынке еще есть, что сделать.
Не жалете что продали именно Мацанюку?
это похоже не на игру, а на то, что все вместе менее удобно, чем все по отдельности забавно, что если покупаешь билеты в Амстердам из Москвы, то гостиницу почему-то предлагает забронировать в Москве и даты не подставляет само в общем с тем же успехом 4 вкладки в браузере можно было открыть 1 чек не преимущество, а минус, потому что если нужно будет что-то вернуть, начнется АД
Да, я как-то переделывал билеты на один рейс, купленный в комплекте «перелёт+отель» на экспидии — звонил 3 раза, ждал оператора по 10 минут, звонок срывался, потратил 3тр на звонки, пока не перешёл на скайп. Больше так не хочу.
Очень широкий фокус, замучаются всё менеджерить
> как арендовать машину, скажем, в Астрахани, или как добраться, скажем, до Лагани никто ниосилил посчитайте, сколько обойдётся реализация, и прикиньте, какой с этого будет выхлоп, и «ниасилил» явно сменится на что-то другое
Три вопроса, ответы на которые дадут понять всё о сервисе планирования путешествий: — Какова доля сложных маршрутов при заказе билетов? — Какой процент покупателей делает сложный заказ? — Сколько билетов в день вы продаете?
И с каких пор агрегаторы в Travel начали быть инвестпривлекательными? Нам присылали презентации с десяток таких проектов (Викиджео, Юрут, Трего и пр.), все они могут идти дальше делать свои продукты, поскольку никто из них внятно не ответил вопрос: а откуда уверенность, что пользователю нужен «швейцарский нож» и пользоваться связкой Booking.com+eDreams ему почему-то неудобно? В этом отношении Себрант прав и проекту нужно пешком дойти от Парижа до Луны, в смысле, до следующего раунда.
от нас заказчики тоже как-то хотели нечто подобное, но потом мы поссорились и расстались, возможно, это и к лучшему