Москва пустила Яндекс.Здоровье в государственные больницы

Развитие событий: Ради «Здоровья» «Яндекс» придумал, как обойти закон (1 марта 2017)

CIO «Департамента информационных технологий города Москвы» Андрей Белозеров сообщил через Facebook, что «Яндекс» готов открыть запись на приём к московским врачам «прямо с yandex.ru». В комментариях к записи улыбается, и не опровергает Белозерова, вице-президент «Яндекса» Марина Янина.

Полтора года назад «Яндекс», Mail.ru и ещё 2 десятка компаний получили доступ к медкартам москвичей. 24 марта 2015 года «Яндекс» уточнил, что: «У нас нет доступа к данным поликлиник и пока мы не планируем его получать, так как у Яндекса нет сервисов, связанных со здоровьем». В 2016 году ситуация изменилась. Так 30 мая депутат и глава РОЦИТ Левин внес законопроект о телемедицине, его текст помогали готовить представители «Яндекса», Института развития интернета (ИРИ) и Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). С февраля 2016 года Александр Шульгин, глава российского «Яндекса», отвечает за медицинское направление в рабочей группе по исполнению поручений президента Путина в отношении Интернета.

В июле «Яндекс» и Baring Vostok вложили $5,5 млн в Doc+, онлайн-сервис для вызова врача на дом. В начале ноября «Яндекс» запустил приложение Яндекс.Здоровье для записи к врачу, на момент старта оно охватывало только платные клиники столицы. В конце того же месяца «Известия» рассказали, что внутри Яндекс.Здоровья появится сервис сервис оказания дистанционных медицинских услуг, помогающий докторам связаться по видеосвязи с пациентами. Его запуск станет возможен после принятия закона упомянутого выше.

24 марта 2015 года заместитель руководителя столичного департамента информационных технологий ДИТ Владимир Макаров объяснил, как будет регулироваться реклама (основной бизнес «Яндекса» — рекламный), подключённая к электронной истории болезни.

Мы будем ограничивать возможности по навязыванию рекламы. Рекламных предложений «попейте вместе с этим лекарством вот еще это, пять других и еще БАДов» не будет. Понятно, что с этим мы не согласимся.

При этом Макаров уточнял, что полезные сопутствующие сервисы допустимы:

К примеру, врач назначил пациенту определенный лекарственный препарат, и, если интернет-компания сразу подскажет, в каких ближайших аптеках его можно купить, то очевидно, что данный сервис полезен для граждан. Такие вещи мы ограничивать не будем.

У «Яндекса» есть как минимум 3 договорённости с местными властями, подобные договорённостям в Москве. Второй субъект федерации, открытый для «Яндекса» — это Татарстан, третий — Кировская область.

Лучшие комментарии

  • Контекст комментария

    Иван Ильин

    Вины «Яндекса» и Mail.ru, которые тоже светились на старте проекта, в этом нет. Планы московских властей были однозначные, но они поменялись. Полтора года назад начальство Елены Новиковой однозначно говорило о доступе к электронным картам, а сейчас… «Это даже не обсуждается». Регресс!

    23.03.2015 Столичные власти предоставят возможность интернет-компаниям разработать собственные сервисы для доступа пациентов к электронным картам, сообщил Агентству «Москва» заместитель руководителя столичного департамента информационных технологий Владимир Макаров. […] После того, как человек в электронной форме на портале госуслуг выразит свое согласие, провайдеру будет предоставлена возможность транслировать данные этого пациента в его личном кабинете», — сказал В.Макаров.

    Банальная запись к врачу, конечно, большого интереса не представляет. Так как потенциальному посетителю нет разницы, на каком домене работает окошко для записи. Можно записаться через госуслуги, а можно записаться на прием к врачу в Москве через «Здоровье Mail.Ru».

Добавить 10 комментариев

  • Ответить
    Елена Новикова Департамент информационных технологий города Москвы

    Два комментария. Самое главное — мы не предоставляем и не планируем предоставлять компаниям доступ к медицинским картам горожан, это даже не обсуждается. При этом мы действительно имеем соглашения со сторонними разработчиками об использовании API Единой медицинской информационно-аналитической системы (ЕМИАС) в части управления потоками пациентов, то есть даем возможность записывать на прием в поликлиники (не больницы) через сторонние витрины. Переговоры с Яндексом касаются использования этого API.
    Ну и по мелочи, должность Андрея Белозерова — заместитель руководителя ДИТ)

  • Ответить

    >Самое главное — мы не предоставляем и не планируем предоставлять компаниям доступ к медицинским картам горожан, это даже не обсуждается.

    А жаль. Вот есть у меня карта в поликлинике, а что там — загадка. Моему врачу в Медси было бы неплохо ее посмотреть, да что там, даже я ее не могу посмотреть.

  • Ответить

    Вины «Яндекса» и Mail.ru, которые тоже светились на старте проекта, в этом нет. Планы московских властей были однозначные, но они поменялись. Полтора года назад начальство Елены Новиковой однозначно говорило о доступе к электронным картам, а сейчас… «Это даже не обсуждается». Регресс!

    23.03.2015 Столичные власти предоставят возможность интернет-компаниям разработать собственные сервисы для доступа пациентов к электронным картам, сообщил Агентству «Москва» заместитель руководителя столичного департамента информационных технологий Владимир Макаров. […] После того, как человек в электронной форме на портале госуслуг выразит свое согласие, провайдеру будет предоставлена возможность транслировать данные этого пациента в его личном кабинете», — сказал В.Макаров.

    Банальная запись к врачу, конечно, большого интереса не представляет. Так как потенциальному посетителю нет разницы, на каком домене работает окошко для записи. Можно записаться через госуслуги, а можно записаться на прием к врачу в Москве через «Здоровье Mail.Ru».

  • Ответить

    Чтобы закруглить тему, напомню, что запись в коммерческие клиники была у Яндекса, как минимум в 2013 году, как и запись в государственные поликлиники у Mail.ru.

    Mail.Ru запишет пользователей к врачу через ЕМИАС → Roem.ru

    Таким образом, обещание 2015 года департамента информационных технологий Москвы, сделать доступ к электронным картам — вносило что-то новенькое и амбициозное. Отдельно замечу, что доступ, или API, сам по себе, не обозначает, что провайдер личного кабинета сможет видеть, то, что его не касается. То есть видеть врачебную тайну и персональные данные. Простой пример — электронная почта. Яндексо-Мейл.ру-Рамблерам по 20 лет, но нельзя сказать, что их почтовым сервисам русские не доверяют, и их почтовые сервисы подозревают в том, что сотрудники или просто левые люди читают переписку. Ничего такого нет.

  • Ответить

    Можете получить карту на руки. Они это страшно не любят, т.к.:
    1. Это официальный документ — хоть в суд ходите. Есть порядки и стандарты оказания медицинской помощи. Но пишут в карту, естественно, адскую лажу. Иногда по скудоумию и незнанию. Иногда из-за того, что выбор между писаниной и лечением следующего больного. Врачей сократили сильно, а им все-таки людей лечить надо.
    2. Все процедуры, за которые медучреждение выставляло счета ОМСу или Вашей страховой должны быть в медкарте. Иногда случаются расхождения :)

    Выдать обязаны — есть какой-то приказ. Поищите. Выдадут — обычно совсем жестко не сопротивляются.

  • Ответить
    Владимир Мяу и компания

    Они это страшно не любят

    Они — это кто? Нужно понимать, что каждое ЛПУ — это своё собственное государство в государстве. Таких государств даже в каждом небольшом городе — пригоршня.
    Нет закона, который бы их обязывал выдавать медкарту. Они обязаны только делать копии по требованию (выписки).
    С ЭМК то же самое — с введением ЭМК предполагается, что пациент сможет в любой момент получить копию на носитель. Но что там и как… я пытался работать с документацией по ЭМК и у меня сложилось навязчивое предположение, что этот стандарт придумывали инвалиды, нанятые по квоте. Я имею в виду даже изначальный буржуйский стандарт.

    (насчет приказа вот например: http://advocatkuzmin.ru/medicinskie-oshibki/68-advokat-postaravshim-ot-vrachebnyh-oshibok/381-medkarta-na-ruky)

  • Ответить

    Заместитель руководителя департамента информационных технологий города Москвы Владимир Макаров, курирующий разработку и внедрение ЕМИАС, рассказал корреспонденту «Известий» Кириллу Кудрину, что свою электронную медкарту уже получили более 1,5 млн москвичей. Интервью публиковалось в сентябре 2016 года.

  • Ответить
    Владимир Мяу и компания

    По данным Единой медицинской информационно-аналитической системы города Москвы (ЕМИАС), благодаря ее внедрению удалось обеспечить очень высокую доступность самых востребованных врачей первичного звена. Доступность терапевтов сейчас составляет 98%

    Дальше даже не читал.

    Иван, вы действительно верите, что доступность терапевтов зависит от информационной системы (читай: 1С для врачей), а не от количества этих самых терапевтов?

  • Ответить

    Госайтишники едва ли виноваты, что где-то нанято или обучено маловато врачей.

    P.S. В моей поликлинике (я живу не в Москве) в 2016, максимум в конце 2015 поменялся бланк рецепта. Теперь это большой лист А4, полностью заполненный на компе. Его печатают, потом вручают и говорят — зайдите в 37-й кабинет, поставьте печать (обычную, мокрую). Или медсестра идёт вместо пациента «в 37-й кабинет» и ставит печать, потом возвращается и вручает рецепт. Раньше у врача были небольшие бумажки рецептов, они заполнялись руками. Не помню насчёт «37-го кабинета», возможно старые рецепты тоже заносились в него и получали печать. Но раз новые рецепты стали более айтишными, то тут, конечно, айтишники — виновны. Если не по полной программе, то на половину — точно. Вместо маленькой сероватой бумажки формата максимум A5, напечатанной в типографии (то есть дешёвой), печатается простыня A4, причём на принтере, то есть рецепт стал дороже и потребляет больше бумаги. Плюс нужен принтер (нет принтера — нет рецепта, нет рецепта — нет ножек). Честный айтишник нагло заявил бы постановщику задачи этого идиотского рецепта формата A4, что «мы делаем жизнь хуже, а не лучше». Но ничего подобного не произошло. Фактически какой-то объём работ айтишниками выполнен. Молодцы! Рецепты стали другими и стали более электронными. Проблема только в том, что ситуация в целом стала хуже, чем была.