Даниилу Фимину, который возглавил редакцию нового гражданского СМИ "Рустория", всего 23 года. До проекта, в который инвесторы-строители обещают вложить более 3 миллиардов рублей, он работал в редакции другого сайта гражданской журналистики - "Ридуса", хотя проводить аналогии между этими двумя ресурсами отказывается наотрез. О том, что такое "Рустория", кому она нужна и как, по замыслу основателей, изменит отечественную журналистику, Фимин рассказал Roem.ru.
"Рустория" - это чья идея?
- "Русторию" задумал около года назад Александр Исаев, гендиректор коммуникационной группы "Медиашторм". К тому моменту он уже запустил "Русскую планету", тоже вместе с "Мортоном" (инвестором "Рустории" - Roem.ru). Я сам здесь с июня 2013 года, отвечаю за контент. "Рустория" задумывалась как проект, который, во-первых, насытит регионы новостями, а во-вторых, сможет самые интересные региональные новости выводить на федеральный уровень. Здесь нет редакции как таковой - журналисты в регионах сами находят темы, которые лично им кажутся интересными и работают над ними. Могут даже про личную жизнь писать, если это кому-то будет интересно, почему нет.
Как вообще это все работает?
- Смотри. Пусть есть автор, который пишет о новостях какой-нибудь деревни в Саратовской области, например. И вот однажды он пишет о том, что сгорела местная церковь, а вместе с ней и 1000 человек, которые были внутри. Сначала мы покажем новость только для этого поселка. Потом, когда алгоритм отследит, что люди активно отмечают эту новость как интересную, она поднимется на уровень ближайшей области. Когда она и здесь вызовет сильный отклик - поднимем до федерального уровня.
Т.е. вы, по сути, сделали лифт для региональных новостей?
- Ну да. При этом, конечно, на региональном уровне федеральные новости тоже показываются. Просто если они человека обычно не сильно интересуют, то будут находиться ниже в ленте.
Кто и как следит за качеством текстов?
- Мы не правим тексты, даже заголовки. Максимум - можем исправить орфографические ошибки и посоветовать автору, как улучшить текст. Так что за качеством следят сами авторы и те виртуальные редакции, в которые авторы могут объединяться. Мы редакторских функций никаких не несем, мы только модераторы. То есть следим, чтобы новость не была совсем уж чернушной или рекламной, например. Можем в принудительном порядке какую-то новость поднять или опустить, можем поправить картинку на более содержательную.
Со временем откроем в регионах школы журналистики, то есть будем, по сути, мощной кузницей кадров. Мы планируем, что благодаря нам на рынке появится 10 тысяч опытных региональных журналистов. При этом у нас они смогут заработать больше, чем в своих родных редакциях - уже сейчас у нас есть авторы, которые получают 30-35 тысяч рублей в месяц, что в полтора раза больше, чем в среднем региональном СМИ.
Не боитесь, что с такими зарплатами и с учетом, того, что вы можете принять любое количество новостей, вы убьете традиционные региональные медиа?
- Нет, напротив. Мы будем рады принять у себя уже существующие редакции. Им не нужно будет думать о технической составляющей, о рекламе, о привлечении пользователей. Нужно будет лишь делать хороший контент и получать за это деньги.
Проект собирается выйти в ноль к концу 2015 года. За счет чего? Учитывая огромные инвестиции в 3 млрд.
- 3 млрд - это сумма, расписанная до 2019 года. К концу 2015 мы потратим только часть. Зарабатывать будем в первую очередь за счет рекламы и микроплатежей. Хотя ядром "Рустории" и являются новости, там будет и ряд других сервисов. Например, одна из возможностей для пользователей - просмотреть новости на карте. А для рекламодателей это возможность оставить на карте свое объявление, например, об открытии магазина. Игровой момент для пользователя - на этой же карте можно за небольшую сумму поставить изображение своего домика, который затем можно улучшать. Начинающие авторы смогут купить дополнительную рекламу, если бесплатного промо им будет недостаточно.
Какой опыт предыдущей работы считаешь позитивным? Что пригодится?
- Коллеги, давайте сразу договоримся. Мы не "Ридус" и вообще никак на него не похожи. Из общих вещей - только принципы гражданской журналистики, которая существовала и до "Ридуса". Мы вообще ни на кого не похожи, ни на "Русскую планету", ни на ЖЖ с геотэгами - мы новый, самостоятельный и уникальный проект.
ОК. Лента новостей сейчас формируется как-то странно. Например, очень много новостей из Хакасии, которые перебивают все остальное.
- Пока мы еще в глубокой бете, и алгоритмы, которые формируют для каждого читателя уникальную ленту по его интересам, работают не идеально. К весне 2014 года, когда у нас начнется основная рекламная кампания, все уже будет хорошо.
Как планируете привлекать читателей?
- Рекламироваться мы планируем не только в сети, но и по телевизору, и в оффлайне - в том числе, с помощью биллбордов и спонсированных нами мероприятий. Конкретные рекламные инструменты будем подбирать в зависимости от особенностей региона - где что дает лучший эффект.
Беседовали: Юрий Синодов, Настя Шматкова
Давно зреет идея гео-баннерки. Одно время я мог с вероятность 90% «угадать» район пользователя корбины (ныне билайн) по ip адресу. В 30 случаев знать точный адрес. Но увы, где-то в сентябре ip перемешались 0_0. Удивительно, что такой проект не делает сам билайн. Новую Чайхону «интересней» рекламировать только на своём районе. Поэтому, при всём пафосе и наших насмешках, вполне вероятно, что из здравой идеи вырастит здравый проект. Хотя, конечно, на данный момент им ещё расти и расти. Вспомним хотя бы top4top.