Со вчерашнего вечера не работает сервис Travelmenu. В трэвел-сообществе говорят о закрытии компании:
Руководитель букинг-сервиса Ostrovok.ru Сергей Фаге пишет:
Участники дискуссии отмечают, что основательница и CEO компании Катрин Букенмайер больше там не работает:
В фонде Runa Capital (инвестировавшем в Travelmenu около миллиона в двух раундах) Roem.ru сообщили, что технологическая часть продукта будет продана - о подробностях сделки и покупателе PR-директор RunaCap Маша Дрокова не рассказала, ссылаясь на то, что сделка еще не закрыта.
Павел Богданов, управляющий партнер еще одного акционера Travelmenu - Almaz Capital - подтвердил продажу технологий Travelmenu вместе с командой, не раскрывая покупателя и других деталей. По его словам, сделка уже закрыта.
Сервис Travelmenu открылся в 2006 году. Пользователи могли самостоятельно составлять маршрут путешествия, бронируя билеты, отели, туры и т.д. Общий объем инвестиций в онлайн-турагентство Travelmenu составил $4,6 млн.
(Обновлено в 19:30): На странице Travelmenu в Facebook появилось сообщение о том, что все долги вернут в течение месяца:
Уважаемые коллеги и клиенты Travelmenu!
Приносим извинения за причиненные неудобства. Мы сделаем все, что в наших силах, для того, что вернуть долги в ближайший месяц.
Мы постараемся окупить все потери, которые понесли туристы, пострадавшие в результате отмены своего путешествия, в ближайший месяц. Если вы оказались в такой ситуации, в течение недели наша команда поддержки обязательно свяжемся со вами.
Команда Travelmenu
Позволю высказать свое мнение по поводу неудачи Тревелменю, так как сам инвестирую в несколько похожий проект, но по внутреннему туризму. На мой взгляд, Тревелменю имело 2 огромные, во многом взаимосвязанные проблемы: 1. У них не было продукта. Они создали технологию поиска и продаж но без продукта. То есть, по сути продавать было нечего. Ведь как происходит работа в обычном агентстве: клиент в процессе общения с агентом делает выбор и принимает решение о покупке. В интернет-магазине, коим и являлся Тревелменю, несколько иначе — клиенту предлагают принять решение на основе того контента, коим располагает интернет-магазин. Ну и сервис поиска и выборок в помощь. Только вот контента как такового у Тревелменю не было. Так, клиенту для принятия решения мало знать звездочность и название отеля — для принятия решения здесь и сейчас информации нужно значительно больше, вплоть до времени вылета (а если это чартер?). И где же брать контент? Можно брать из баз ТО, а можно делать вручную. Многие недооценивают значение контента, а ведь именно за этим аудитория заходит на сайты. Я и сам столкнулся с этой проблемой. Вроде бы, что сложного в том, чтобы сделать нормальное описание продукта? Смею заверить, на описание одного отеля, так чтобы на совесть, с проверками и исправлениями, уйдет в лучшем случае 3 человекочаса. А ведь отелей-то, на чем базируется продукт ТО не 100 и не 200 — их за 10 000. И сегодня хорошей базы по контенту нет ни у кого. Да и сделать такую вопрос не одного квартала. Можно конечно брать данные от ТО, только их бизнес рассчитан на общение агентов в живую — у них есть красочные каталоги, но не более. Вот и выходит, что нет продукта. По той информации, что была представлена на Тревелменю лишь немногие могли принять решение о покупке. Как мне кажется, это были люди двух категорий: одни уже знали, куда едут и другие, для которых цена была превыше всего (где дисконт максимален, а значит маржа минимальна). А между тем, Тревелменю озадачивалась вопросами поиска туров, и это тоже была ошибка. Так, бессмысленно предлагать пользователю 100500 вариантов — он все равно выберет один. А предложить так, как это сделает агент — варианта 3-4, максимум 5 невозможно — продукта-то нет, как выявлять потребности клиента — неизвестно. 2. Проблема в самих ТО, не готовых к работе с покупателями из онлайна. Тут кроется целый ряд проблем, как технического, так и экономического плана. Например, ТО сегодня, в силу оффлайновости бизнеса, не готовы делать мягкие брони — то, на чем держится рынок бронирования отелей. Как следствие, у потребителя нет возможности изъявить желание сегодня, а оплатить через час: всю сумму надо иметь на карте. Конечно, можно было придти в Связной и купить прямо там, только по пути наверняка попадется традиционное агентство. Тут много вариантов, но факт в том, что сегодня средняя цена тура более 20 000 рублей на человека. А значит средняя величина заказа около 50 000 рублей. И лишь 10% держателей пластиковых карт в Москве имеют такой лимит единовременно. А ведь была бы мягкая бронь, сам процесс оплаты можно было бы выстроить иначе, но для этого необходимо волеизъявление самих ТО. Ну и техническая сторона вопроса. Сделать шлюз к системам бронирования ТО — вопрос технический, решаемый. Трвелменю были одними из первых. Но вот есть ТО. Его система бронирования работает и служит для текущих процессов. Поэтому То будут очень консервативно относиться к любым изменениям в своих системах — а если вдруг ошибка в апдейте — это же простой бизнеса. Что же происходит по факту? Пользователь очень любит задавать сперва весьма расплывчатые запросы. По каждому запросу у ТО найдутся сотни вариантов. Только дать четкие цены по каждому он не сможет, а будет, как правило выдана закешированная цена. И вот пользователь сделал поиск, получил результаты, выбрал тур, жмет «заказать» и получает… иную цену. Я уж не говорю о том, что Тревелменю для привлекательности не включала топливные сборы в первоначальные предложения. И вот цена на заказе стала иной. Почему? Да потому, что только в момент заказа ТО, получив запрос не абстрактный, а на конкретный тур с четкими параметрами выдал актуальную цену. Ну и Тревелменю еще сборы добавило… Убежден, что львиная доля пользователей не станет разбираться ни то, что в тонкостях работы ТО, даже в том, что сборы добавились не станет, а вот недоверие появится. А ведь мало кто не доверяет банку Тинькофф, хотя у того и офисов-то считай, что нет — чем не виртуальный банк? Как-то так. PS. А разговоры, где отдыхать лучшедешевле в Турции или в Санкт-Петербурге не имеют смысла — это разные продукты в принципе. Тоже, что и рассуждать, что лучше велосипед или поезд — колеса есть у обоих.