В последнее время проблема фишинговых сайтов, рекламирующихся в спецразмещении Яндекса по запросам с названиями популярных порталов (Rambler, Youtube и др.), встает особенно остро. Пользователь с объявления попадает на поддельный сайт, который под предлогом проверки безопасности требует отправить номер телефона и код подтверждения, а в итоге оставит человека без денег на счету.
По каждому случаю требуется жаловаться в поддержку Директа, после чего объявления удаляются, не всегда оперативно. Но тут же появляются новые. Процесс бесконечный, и непонятно, почему Яндекс не может раз и навсегда решить эту проблему.
Примеры (в итоге пользователь оказывается на фишинговых сайтах):
Фишинговые объявления делятся на два типа:
1. урл сайта в объявлении - ненастоящий
2. урл сайта в объявлении - настоящий
В обоих случаях в тексте дано название и описание сайта, беспечный пользователь кликает, при клике происходит редирект на плохой сайт, который требует "проверку безопасности".
Как известно, многие пользователи неразборчивы и доверчивы. Жалобы на мошенничество несложно найти простым поиском
Конечно, сами виноваты, были невнимательны. Но система, ценящая своих пользователей, должна оберегать их от мошенничества всеми доступными способами.
А проблема существует уже давно. Например, это обсуждается в теме на SearchEngines, причем "знающие" люди всячески гнобят тех, кто пытается поднять эту тему. Очевидно, что им не хочется, чтобы к проблеме привлекалось внимание. Было это раньше и на Роеме. Тогда Яндекс обещал решить проблему, но воз и ныне там.
Хотелось бы здесь услышать мнение менеджеров Яндекса - что сделано и что будет сделано по этой ситуации. Навскидку - несколько мыслей, как можно было бы это победить или хотя бы минимизировать:
1. Простукивалками постоянно мониторить изменение контента на страницах, рекламируемых в объявлениях. Как только появляется редирект - объявление отключается или попадает снова на модерацию.
Но насколько можно догадаться, мошенники умеют отслеживать роботов и модераторов Яндекса и подсовывать им другой, честный контент. То есть этот метод несовершенен. Правда, непонятно, как при этом все же может в объявлении существовать урл mail.rambler.ru.
2. Составить список основных сайтов и урлов, подвергающихся атакам (их десятки, но не тысячи), и новые объявления с такими параметрами отправлять на премодерацию с пометкой "особо уделить внимание". Вряд ли кто-то кроме Youtube стал бы безвозмездно рекламировать Youtube, верно?
3. По требованию владельцев зарегистрированных товарных знаков запрещать использование в заголовке и тексте объявления слова с названием брэнда. Тогда, например, слово Rambler просто нельзя было бы использовать в объявлении. Возможные варианты написания некоторых букв в русском регистре легко отлавливаются специально написанным скриптом, попадая на премодерацию с пометкой "подозрительный текст".
Непонятно, почему Яндекс не хочет пойти навстречу владельцам авторских прав (и заодно свои посетителям, которые, как правило, в итоге и оказываются обманутыми). Например, Google без каких-либо проблем делает это по просьбе владельца товарного знака при предоставлении документов.
4. Тщательнее относиться к новым клиентам Директа. Может быть, ограничивать их в свободе действий на первое время. Тех, кто попался - банить сразу, без предупреждения.
Может, давать советы всемогущему Яндексу, как ему стоит поступать, и глупо - но, к сожалению, самостоятельно проблему поисковик №1 пока решить, видимо, не в состоянии. Или просто не считает важным. А тем временем всё новые пользователи попадаются в сети мошенников.
За последние полгода внедрили несколько инструментов отслеживания, простукивания и отлова фишинговых сайтов. Изменили отображение урла с редиректом, ввели фильтры, а также запустили автомодератор в дополнение к ручной модерации, увеличили скорость и пропускную способность модерации. Все это привело к уменьшению времени модерации для рекламодателей и позволило нам избавиться от значительной доли фишинговых и некорректных объявлений. При этом мы понимаем, что с введением новых инструментов борьбы изменяются и приемы мошенников, это постоянный процесс. Поэтому и дальше будем продолжать бороться с такими объявлениями, хотим если не избавиться от них вовсе, то хотя бы минимизировать их количество. Но о конкретных шагах по борьбе с фишингом в объявлениях мы, по понятным причинам, говорить не можем. Что касается системного решения проблемы, то тут, к сожалению, все не так просто, как кажется на первый взгляд. Мы много и активно думаем над дилеммой – как защитить пользователей от недобросовестных рекламодателей, при этом не ущемляя интересы добросовестных; как соблюсти разумный баланс. Для примера можно взять хотя бы бурное обсуждение, которое было тут на Роеме, об отклонении объявления рекламного агентства о рекламе во ВКонтакте. Мы просим сообщать нам на support@direct.yandex.ru о каждом случае нарушения правил.