КИВИ Банк выпустил банковскую предоплаченную карту для покупок в магазинах-партнёрах группы Qiwi. Лидер проекта Олег Ряженов-Симс объяснил: «Это комплексный банковский продукт. Он включает в себя открытие счета с овердрафтом, виртуальную расчетную карту и непосредственно пластик – предоплаченную карту Visa. Счет открывается после подписания клиентом всех необходимых документов и его полной идентификации» (по требованиям законодательства, полностью дистанционного открытия банковского счёта в РФ пока нет, хотя запуск такого механизма одобрен регуляторами и возможен в будущем).
Банк открывает для владельца карты «Совесть» счёт с кредитным лимитом от 5 до 300 тысяч рублей (индивидуально устанавливается каждому владельцу карты). Затем, за 290-590 рублей годовой абонентской платы, товары партнёров Qiwi можно покупать «в рассрочку». Так платежи за мебель марки «Шатура» можно растянуть на год, а небольшие расходы на Burger King можно отложить на месяц. Технически банк предоставляет кредит на сумму покупки, но формально клиент пользуется банковской предоплаченной картой, дополнительных процентов за пользование кредитом покупатель не платит, ограничений на досрочное погашение нет, лимит карты возобновляемый. В сообщении для прессы Qiwi отметили, что карта — это лишь первый продукт проекта «Совесть».
Магазины-партнёры платят КИВИ вознаграждение за привлечение клиентов. В банке предполагают, что за счет лояльных покупателей у ритейлеров растет средний чек и увеличивается число транзакций. Зарабатывать на покупателях банк не будет — бизнес-модель рассчитана под вознаграждение от партнеров. Хотя для покупателя работают традиционные штрафы за просроченные платежи, в банке считают их мотиватором, а не источником доходов для себя. Qiwi уже использует партнёрства с магазинами, но в другом, намного более онлайновом проекте — Qiwi Bonus.
Торговые компании получают больше платежеспособных покупателей, увеличивается число транзакций и средний чек.
В Яндекс.Деньгах оценили продукт коллег:
Пользователи охотно платят картой, предлагающей какие-либо дополнительные выгоды — это мы видим и по собственным картам с бонусами «Связного клуба». Так что в целом идея предоставлять рассрочку при оплате картой, безусловно, интересная, хотя и не новая — аналогичные продукты есть, например, в Белоруссии, Турции. Но предсказать, насколько в России будет востребована карта, предназначенная для оплаты только в определенных магазинах и нигде больше, сложно.
До конца 2016 года QIWI тестирует продукт в Москве. Рекламная компания начнётся в 1 квартале 2017 года, запуск «Совести» в регионах тоже намечен на 2017. Одной из приоритетных территорий будет Татарстан. По корпоративной легенде идея проекта появилась в Иннополисе, при поддержке президента Татарстана Минниханова. Олег Ряженов-Симс считает, что к 2020 году будет распространено свыше 4 миллионов карт. Порядка 100 тысяч карт уже ждут своих владельцев, сказал Кирилл Ермаков, CISO в Qiwi. Он назвал сложность «Совести», равной ещё одному процессингу: «Комплекс большой […] Кредитный процессинг, скоринговая система, микросервисы, система карточного процессинга банка и много-много собственного кода». Ранее КИВИ банк не занимался розничным кредитованием и был скорее специализированным учреждением для обслуживания платёжной системы Qiwi.
QIWI планирует еженедельно пополнять список партнёров, сейчас их 54 — это сайты и около 1000 оффлайновых магазинов в Москве и области. Среди партнёров: М.Видео, «Утконос», Lamoda, «Юлмарт», «Аэрофлот», Burger King, «Шатура» и другие. Стандартных тарифов подключения у проекта сейчас нет — магазинам нужно обращаться в отдел развития В2В и согласовывать коммерческие условия партнёрства.
Добавить 1 комментарий
«Ведомости» привели оценку JPMorgan, которые сделали свои расчёты и сослались на планы менеджмента Qiwi. По итогам 2017 г. Qiwi может ожидать чистый убыток 1,4 млрд руб., в пятилетней перспективе выход на рынок розничного кредитования может принести свыше 50% доходов Qiwi, но кредиты требуют больших затрат, чем процессинг, так как у них дороже, например, маркетинг. Это создаёт угрозу для рентабельности по EBITDA.
В конце сентября у Qiwi было на 1% меньше активных кошельков, чем годом ранее — 16,5 млн. Платёжная система считает, что у кредитного продукта около 40 млн. потенциальных клиентов. В 2020 году средняя комиссионная ставка для магазинов, АЗС и других партнёров составит 6-7%, объём транзакций приблизится к 35-40 млрд руб., чистая выручка от кредитования — к 15-20 млрд руб. в год.
То есть по плану кредитный бизнес должен приносить в разы больше денег, чем Qiwi зарабатывает сегодня.