Хорошо это или плохо, но гендерный признак влияет на стиль ведения бизнеса: мужчины и женщины работают по-разному, и глупо отрицать очевидное. Что-то получается лучше у мужчин, что-то у женщин. Результат моих наблюдений - в этой колонке.
Пол имеет значение
Как бы ни пытались доказать, что не существует типично “женского бизнеса” и такого же мужского, все равно женщины тяготеют к одним сферам, а мужчины традиционно к другим.
“Женский бизнес” - это, в первую очередь, образование, медицина и сервисные услуги вроде консалтинга. Работать в них приходится много, а финансовая отдача обычно не так велика, как хотелось бы. Коммуникации, взаимодействие с клиентами - все эти вещи проще и лучше даются женщинам. Пример из личного опыта: при покупке автомобилей для компании женщины быстрее поняли, что нам нужно, и предлагали только это. Мужчины заняли более консервативную позицию и сконцентрировались больше на своих убеждениях, чем на наших.
К “мужскому бизнесу” относится сырьевой сектор экономики, где за короткий срок можно получить отличную финансовую отдачу. Наверное, именно поэтому эти отрасли стоят на первом месте у выпускников вузов. Помимо этого, 99% разработчиков и технарей - мужчины. Я это отчетливо поняла еще до основания Белки, когда делала конференции для разработчиков. Когда регистрировалась хотя бы одна женщина, мы радовались всем офисом.
Я часто слышу удивления, что мы, три женщины, открыли компанию в традиционно мужской сфере. Но люди просто не понимают, что наш бизнес не автомобильный, а сервисный. Да, здесь есть автомобили и используется IT-инфраструктура, но мы сами управляем бизнес-процессами, и тот факт, что мы женщины - это большой плюс для компании. Первую крупную каршеринговую компанию - Zipcar, кстати, создали две женщины-домохозяйки. Они стартовали в конце 90-х годов прошлого века и очень быстро масштабировали мини-предприятие в крупнейший бизнес.
То, что мы женщины, сыграло положительную роль и в привлечении инвестиций. Перед запуском проекта мы разговаривали с несколькими западными инвесторами, которые раньше инвестировали в Россию и они положительно отнеслись к нашему полу, так как дали обратную связь, что женщины в России более ответственны и с ними можно иметь дело. При этом отечественные инвестфонды, наоборот, относились к нам с большим недоверием, чем их западные коллеги.
Качества и умения
И я, и Лора, и Лена познакомились во время MBA. Главное, что выносишь оттуда - умение быстро структурировать информацию и регулировать свою степень жесткости как руководителя. На MBA четко дают понять, что если ты не выполняешь обещание - тебе конец как партнеру и шефу - уважать тебя будет не за что. Западное образование дает нетерпимость к разгильдяйству, которое часто встречается в отечественных компаниях.
Недостаточная жесткость больше свойственна женщинам, и с ней надо бороться - это мешает управлять персоналом. В BelkaCar такой проблемы нет. Если того требует рабочий процесс, я не буду испытывать неловкость от того, что надо выдернуть сотрудника на работу в шесть утра. Жесткость необходима и в вопросах увольнений: если решение принято, расставаться с человеком надо без промедления и лишних мытарств. Женщинам это дается сложнее, чем мужчинам.
Главная обязанность руководителя - создание системной инфраструктуры, без системы никак нельзя. Помимо этого, важно смотреть вперед и распознавать возможные перспективы, то есть быть визионером. Ирония в том, что вне зависимости от пола эти качества редко встречаются в одном человеке - тут либо системный подход, либо креативность.
Вообще я бы сказала, что успех руководителя - это умение собирать крутую команду. Ты можешь быть лучшим экспертом в определенной области, но для реализации крупного проекта этого не хватит - надо уметь окружать себя умелыми людьми и периодически их “зажигать”. Только в этом случае они смогут поверить в проект и идти с вами до конца.
Для меня примеры успешных руководителей-мужчин - это Максим Фалдин, а также Оскар Хартманн - уже не просто руководитель, а владелец нескольких бизнесов. Из женщин я бы вспомнила Елену Масолову. Все они - профессионалы своего дела.
Решения - это стресс
Неважно, мужчина вы или женщина, управление компанией - это стресс. Необходимость постоянно принимать решения и оперативно просчитывать риски в итоге приводит к тому, что стресс накапливается, а на борьбу с ним времени нет. Чтобы хоть немного расслабиться, иногда мы втроем куда-то уезжаем, но сделать это удается очень редко - за бизнесом надо следить.
На женщину стресс влияет меньше, чем на мужчину. И очень часто в кризис женщины выходят на работу на любые деньги, так как им нужно “поднимать детей”. Психика женщин более пластична в этом плане, они лучше адаптируются к ситуации.
В качестве вывода
Как я уже говорила, мужчины и женщины работают и думают по-разному, но нельзя утверждать, что у женщины-руководителя больше или, наоборот, меньше возможностей для собственной реализации. Гендерные различия стоит учитывать, чтобы достигать максимальной эффективности в выстраивании бизнес-процессов. Они помогают использовать все нюансы управления на благо бизнеса.
Добавить 8 комментариев
Судя по корявости («часто слышу удивления»), писала сама, это хорошо.
А судя по тому, что это запредельная бессвязная муть, писала на экране телефона, стоя в пробке, а потом еще и две другие девчонки по вотсаппу или телеграму поредактировали.
В сумме гендерных нюансов не так много. Женщинам оказалось удобнее привлечь денег из Западной Европы; женщина контрагент склонна прислушиваться к желанию покупателя, а мужчина продавец игнорирует женские ожидания и безнадёжно навязывает то что ему самому страсть, как нужно продать; у женщин нет никаких проблем с ночными звонками, они приобретают нужный градус жёсткости — чтобы сотрудник уже в 6 был на работе; на женщин меньше влияет стресс; женщины выйдут на работу за любые символические деньги.
И ещё
» Что-то получается лучше у мужчин, что-то у женщин
Сомнительное утверждение, но допустим. Но вопрос то не в этом. У бизнеса крайне редко целью существования является «что-то». Тревожный и часто единственный вопрос — заработки. Какая разница, что там получается «лучше» или «хуже» если весь смысл проведённых в компании лет сводится не к «что-нибудь», а к тому у кого лучше получается рулить категориями: «зарплата», «прибыль», «накопить на пенсию», «тусоваться красиво», «реализовать сверхзадачу, мечту» (типа: выпустить понятный смартфон вместо кнопочных, сделать музыкальную коллекцию в квартирах размером не 200 дисков, а 25 миллионов треков).
так и представляю себе ваш разговор в такой обстановке — в ресторане после нескольких коктейлей вышли покурить. и тут завертелось — и гендер, и «удивления», и «нет, постой, она обнаружила, что для нее социальный статус человека выше, чем его, мой, личный статус»…
Ох, уж эти статьи в стиле «мы женщины на самом деле огого, просто нас дискриминируют и не понимают» крайне банальны и скучны. То, что женщины умеют лучше слушать — это вообще даже несмешно.
Люди все немного разные, но по факту всё сводится к умению искать ответы и принимать решения. Раньше с этим у женщин были огромные проблемы. Сейчас в силу слабого образования и упрощенной компьютером жизни проблемы с этим у обоих полов. Подумать и найти решение для многих работников и их руководителей становится нереальной роскошью. А с женщинами «регулировать свою степень жескости как руководителя» — это, как правило, единственное, что большинству женщин (да и мужчин версии 2.0) интересно делать на рабочем месте.
Статью гендерного самоутверждения — в копилку).
Любые уклоны в сторону «гендера» (пол и гендер, это кстати разные вещи) навевают тоску. Особенно когда в заголовке «женщина я не танцую»
Да, в массе и в среднем люди разного пола отличаются. Но в конкретных ситуациях работать надо не с абстрактным средним мужиком или женщиной, а с конкретным Васей или конкретной Леной. А какой будет Вася или Лена — зависит от того, кого приняли на работу
p.s. Со стороны клиента, не все ли равно какого пола или гендера руководство компании? Да хоть марсиане. (Вачовски, например)
Лориана, вы большой молодец! Так держать!
А мне, как представителю женской части этого общества, каждый раз очень радостно, когда подобные крутые проекты в России создаются женщинами. Ибо это хороший показатель каких-никаких, но изменений в сторону равенства полов. И ничуть не удивительно, что российские инвестфонды отказали девушкам, ибо стереотипы в головах всё ещё сильны, и у многих мужчин (даже профессионалов) в голове не укладывается, что женщина может создать бизнес посерьёзнее магазина в инстаграме или маникюрного салона на дому.
Но с другой стороны я могу понять и то, что существующие гендерные стереотипы здесь скорее сыграли на руку, и девочки, так скажем, умело этим воспользовались, где было нужно для бизнеса.