На площадке РИФ+КИБ 2015 прошла секция "Конкуренция на мобильных: новое поле боя", где большую часть времени спикеры обсуждали монополию в целом, и дело "Яндекса" против Google, поданное в ФАС.
Позицию "Яндекса" поддержала пара ведущих. Инвестиционный менеджер ФРИИ Илья Королёв, также вступился за "Яндекс", посчитав, что российская компания полностью права в этой ситуации и что компании, которые работают в "российском правовом поле надо защищать".
Яндекс не собирается выпихивать кого-то с рынка, а наоборот хочет честной конкуренции, что позволяет в конечном итоге конечным пользователям, конечным пользователям создавать ту ценность, которой они ожидали. А иначе будет совершенно неправильное распределение сил.
В "Яндексе", представителем которого на секции выступил руководитель проекта Яндекс.Store Александр Зверев, считают, что договоры Google с мобильными производителями Prestigio, Explay, Fly противоречат законодательству, так как установка Google Play на устройствах Android подразумевает обязательную установку поиска Google по умолчанию и запрет установки Яндекса.
По словам Зверева единственное, чего хочет добиться российская компания, — заставить Google давать пользователям выбор поисковой машины. Зверев утверждает, что как только Apple дал возможность пользователям менять поиск, доля на устройствах компании Тима Кука подпрыгнула с 20% до 50%. Спрос на отечественный поиск есть.
Риск большого "Яндекса", заключает Зверев, в том, что весь интернет уходит на мобильные платформы, а с ним и поисковые запросы. Отключение Янедкса от "железа" автоматически отключает поисковик от статистики. В результате российской компании невозможно улучшать свои алгоритмы. То есть Google не конкурирует в истинном смысле, а убивает рынок. Если альтернативного поисковика просто нет на устройствах — Яндексу нечего разрабатывать и нечего предложить пользователю ни сегодня, ни в будущем — и Google остаётся один.
Говоря о монополии в зале вспомнили публикации Roem.ru о Яндекс.Такси (для ведущего Дмитрия Завалишина одна такая «статья очень, как заказная выглядит»).
Аудитория предложила Звереву аналогию. Сервисы подобные Яндекс.Такси — убивают рынок диспетчеров-такси на телефоне и рынок лакеев на рецепшене отелей. Из-за технологических изменений этим людям нечего предложить пользователю ни сегодня, ни в будущем.
В "Яндексе", однако, считают, что между примерами с такси и монополией по модели Google есть большая разница. Сервис Такси продолжает сотрудничать с таксопарками, так как "не хочет убивать их бизнес". Такая же ситуация, считают в "Яндексе", и с Яндекс.Маркетом - маржинальность в ритейле сократилась, однако сам бизнес остался. Судьбу телефонисток, этих устаревших посредников для заказа машин, зал не обсуждал.
"Плачем Ярославны" претензии "Яндекса" назвал Head of sourcing & partnership media solution center в Samsung Russia Игорь Зуев и заявил, что не видит, где именно Google ущемляет права Яндекса. Зуев считает, что размещение поискового виджета на первом экране смартфона — лишь вопрос переговоров. Вопрос использования сервисов "Яндекса" на платформе Android не стоит, посчитал представитель Samsung и поинтересовался, в чём именно заключается недовольство "Яндекса".
Зверев привёл тот факт, что Google ни разу не фичерил сервисы "Яндекса", на что Зуев прокомментировал:
Откровенно говоря я вот с трудом представляю себе, чтобы Яндекс, разработав собственную операционную систему, вдруг начал фичерить поиск на ней, гугловый например.
Исторически подобные примеры есть на декстопе. В Яндекс поиске для браузера частью страниц уже много лет являются ссылки-запросы в альтернативный поисковик, ссылки в Google в том числе.
Представителей Google на дискуссии не было. Организаторы объяснили, что компания получала приглашения, однако подобрать спикера нельзя. Все сообщения представителей Google теперь рассматриваются в контексте европейского антимонопольного разбирательства. Оно начато на много лет раньше российского, но именно сейчас находится в достаточно активной фазе.
Добавить 10 комментариев
Игорь не может представить как Яндекс бы фичерил поиск на своей ОС.
Многие вещи нельзя представить, а они есть.
Например — когда Игорь руководил проектом smotri.com, который был в составе проектов ООО «Медиа Мир», он настаивал чтобы проект был на аутсорсе в компании нетстрим, при этом в штате Медиа Мира было около 100 программистов, которые могли бы этим заниматься и все попытки руководства отказаться от аутсорсинга отвергались Игорем.
Ну это же менеджер Samsung (!) Russia (!!) по Tizen (!!!).
Вряд ли человек на такой позиции сможет хотя бы по парку прогуляться, не попилив что-нибудь.
У Тизена исторически сложные взаимоотношения с гуглом и андроидом, что занятно. Гугл всячески самсунг подмасливает, чтобы он тизен не развивал. Почему-то, в такой ситуации, я не могу представить в руководстве тизена никого, кроме законченных марионеток
Как написано в статье, представлять не надо сильно трудиться: вводи запрос в Яндекс, иди в низ страницы, читай надпись «Поискать то же самое в Гугле».
«Я не хочу делать свою мобильную операционку и договариваться с производителями смартфонов. Я буду ныть и жаловаться в антимонопольный комитет.» Вот как это выглядит, тьфу!
Думается, что в последнее время политика у Яндекса такая — ныть…. Лишь бы самим не работать. А кто виноват в том, что и на декстопе у них доля падает?
В принципе, Яндекс делает благое дело, пытаясь смягчить позицию Гугла и добиваясь большей открытости платформы Андроид. В конечном счете, это будет полезно многим. И Гугл от этого не разорится, а Яндекс от этого не станет глобальной компанией, ну может временно замедлит тренд по потере рынка.
> А кто виноват в том, что и на декстопе у них доля падает?
Chrome же, разве нет? В остальных браузерах доля не падает, скорее, наоборот.
Конечно, Яндекс может поставить в своем продукте гугловые сервисы или чьи-либо еще. Например, если будет запускать продукт на глобальном или рынке региона, для которого не будет достойного качества собственного сервиса (поиск, распознавание речи и т.п.). Глупо жертвовать продуктом из-за одного его компонента. Ну или можно допилить свой до конкурентоспособного качества. Если будут с какими-то новыми проектами выходить на новые рынки или на глобальный — наверняка увидим.
Зуев — это mp3search который? )