Российские геймеры с начала 2023 г. потратили на видеоигры 135 млрд руб., а к концу года объем рынка может достигнуть 167 млрд руб. Об этом «Ведомостям» рассказала операционный директор онлайн-школы геймдева XYZ School (часть Ultimate Education) Эмма Юсова. По оценкам XYZ School, около 107 млрд руб., или 79% от всех средств, прошло через официальные каналы, а оставшийся 21% (28 млрд руб.) – через посредников-перекупщиков. Эти деньги пользователи потратили на покупки игр офлайн (на дисках) и онлайн (например, через турецкие аккаунты в Steam), а также через платформы типа KupiKod, где продаются ключи активации от различных игр и внутриигровые товары. Сильной просадки рынка не произошло из-за активной деятельности посредников, которые занимаются перепродажей игр, отмечают авторы исследования. По оценке XYZ School, треть (34%) геймеров комбинируют покупки игр через официальные каналы и посредников, а каждый десятый (9%) использует только посредников.
На февраль 2022 г. порядка 90% российского рынка видеоигр приходилось на крупных зарубежных игроков, включая Steam, Xbox и т. п., пояснял «Ведомостям» изменения рынка в прошлом году Кузьменко. Кроме того, ушедшие из России крупнейшие игровые студии, в частности Electronic Arts, Microsoft, RockStar Games и Activision, закрыли пользователям доступ к контенту. Из-за ухода крупных международных издателей с российского рынка геймеры стали активно пользоваться пиратскими версиями игр, писали «Ведомости» в июле. В 2022 г. две трети (69%) российских пользователей играли хотя бы в одну пиратскую копию, а 51% игроков стали пиратить чаще, чем делали это в 2021 г. Оценки затрат в 135 млрд и167 млрд руб. реалистичны, подтверждают основатель Watt Studio Егор Томский и независимый эксперт Александр Кузьменко. По словам последнего, сейчас в стране не менее 30–40 млн человек, которых можно назвать геймерами, и тратят они на игры от 20–30 часов в месяц. По словам операционного директора игры «Мир танков» компании Lesta Games Бориса Синицкого, объем рынка снизился по сравнению с 2021 г., но выше 2022 г. и к концу 2023 г. составит около 100 млрд руб., при этом еще 20–30 млрд руб. будет приходиться на серую зону. Рынок покупки игрового контента в рублях точно не упал, считает руководитель Организации развития видеоигровой индустрии Василий Овчинников, и он «однозначно будет расти».