Идея фильма "28 панфиловцев" по событиям Великой отечественной войны собрала с начала недели 1,85 млн рублей добровольных пожертвований с помощью краудсорсинговой платформы Boomstarter.ru (аналог американского Kickstarter.com). Три спонсора вложили в проект более 100 тыс. рублей, остальные 2300 человек - более скромные суммы. Все вложения пользователей - благотворительные, авторских или коммерческих прав на результат они не приобретают.
Сценарий был написан ещё в 2009 году. Тогда же мы начали искать деньги. Привлекательность этой темы казалась мне совершенно очевидной. Кроме того, в 2011 исполнялось 70 лет битве под Москвой. Так что я не сомневался – деньги найду быстро. И приступил к поиску средств весьма воодушевленный. К кому я только ни обращался. В том числе, в Фонд поддержки патриотического кино при президенте РФ, и даже непосредственно к самому президенту. В общем, удивительное дело: никому это оказалось не нужно. А вердикт уважаемых людей из киноиндустрии был такой: это очень дорого и никто не пойдет смотреть. (...)
Сейчас мы выложили в сеть первые тизерные ролики. Они очень быстро показали степень актуальности темы. Мы, безусловно, рассчитываем на то, что это поможет нам привлечь партнеров. Но, как бы ни сложилось, работу над фильмом мы уже не остановим.
Проект на Бумстартере был запущен 15 июня. Основной PR-площадкой стал блог Пучкова-Гоблина. 17 июня, когда собранная сумма превысила 50 тыс рублей, Шальопа написал:
Признаться, никто не ожидал что сбор средств на наш фильм будет так основательно поддержан вами, дорогие наши друзья.
19 июня была побита отметка в 1 млн рублей:
Остановить поток денег, когда они льются рекой очень сложно. (...) К сожалению, многие СМИ видят в этом только уникальный случай краудфандинга.
Но мы видим суть происходящего совершенно по-другому. Мы видим желание наших соотечественников разорвать порочный круг бесконечного обмана, лицемерия и халтуры, в который превратилось наше кино. Желание сломать насквозь прогнившую систему. Желание получить то кино, которое мы любим.
Несмотря на присущий ситуации пафос, в словах Шальопы есть определенное откровение для рынка: считается, что интернет-пользователи по доброй воле за контент платить не станут. Эксперимент с "28 панфиловцами" доказывает, что, во-первых, станут. А во-вторых, что простому российскому интернет-пользователю интересней инвестировать в патриотическое зрелище, а не в приложения для Google Glass и нишевый хэндмейд.
Мне кажется, не стоит обобщать все краудфандинговые проекты под общим понятием кикстартер. Только в России сейчас более 10 площадок, которые работают по этой модели, и даже между ними можно проследить ряд отличий. Не так давно я подготовил и опубликовал список активных караудфандинговых платформ в России, с которым я советую вам ознакомиться. В мире же в этой индустрии счёт уже идёт на сотни, а модель краудфандинга сильно варьируется в каждой отдельно взятой стране. Кстати, мне наверное повезло, что на протяжении уже 7 лет я неосознанно был связан с описанным в статье проектом. В 2006 свою первую научную работу я посвятил именно судьбе 28 героев Панфиловцев, а сейчас работаю над диссертацией по акционерному краудфандингу. Буду рад ответить на любые вопросы :-)