В интервью "Слону" исполнительный директор чешского поисковика Seznam.cz Михал Фейкс рассказал, почему не боится конкуренции Google, и за счет чего растет чешский интернет.
По мнению Фейкса, чешский рынок (6,5 млн. человек из 11,5 млн населения страны пользуются интернетом) слишком мал для Google и не окупает трудностей локализации и адаптации к местным особенностями интернет-потребления.
"В Чехии недостаточно перевести поисковик на чешский язык, нужно учитывать поведение и консерватизм пользователей", - рассказывает Фейкс. - "у нас тут требовательная аудитория, ей нужно все и сразу, точка выхода в интернет с поиском, новостями, почтой, погодой, онлайн-магазинами и так далее". По его словам, как раз такой точкой для 90% чехов является Seznam.
Параллельно с юзер-центричностью компания делает ставку на личное сотрудничество с рекламодателями:
"У нас есть сильный отдел продаж, в нем работает 500 человек – это специалисты, которые поддерживают постоянную связь с рекламодателями по всей Чехии, даже теми, что живут в небольших деревнях. Прислушиваются к их просьбам и пожеланиям. Дорога от того, чтобы услышать желания клиентов и пользователей, к их реализации очень коротка."
Чешский рынок отчасти похож на российский отношениями с государством. Фейкс жалуется на закон, ограничивающий иностранные транзакции для компаний, зарегистрированных в Чехии. В то же время на иностранцев, работающих в Чехии, эти ограничения не распространяются. "Так наше правительство поддерживает, например, Google – вместо того, чтобы помогать локальным игрокам", сетует Фейкс.
Что касается точек роста, Фейкс отмечает три основных направления: контекстная реклама, развитие мобильного интернета и видео. "Чехи привыкли читать и контролировать новости с мобильных телефонов. (…) А видео – это то, что сделает революцию в чешском интернете в ближайшее время. Поэтому мы и заключили партнерство с «Яндексом» (в ноябре 2011 года на Seznam появился Яндекс-поиск по видео - Roem.ru). Одновременно мы запустили собственный музыкальный телеканал Mixer.cz с бесплатным стримингом музыки".
Несмотря на лирику Seznam об особенностях чешского менталитета, Google последовательно локализует свои продукты для .cz и считает себя номером один среди чешских поисковиков. А слова Фейкса о перспективах мобильного означают зеленый свет для дальнейшей экспансии Google, продвигающего свои сервисы через Android.