По информации агентства Bloomberg, "Яндекс" может выйти на IPO уже в июне, разместить планируется акций на миллиард долларов.
Андеррайтерами, как и в случае с неудачным IPO 2008-го года, планируется сделать Morgan Stanley и Deutsche Bank, выход планируется на NASDAQ (в принципе, это было видно и по другим действиям компании)
Это будет уже третья попытка публичного размещения акций "Яндекса" - предыдущая была в 2008-м году, когда компания запланировала размещение акций на октябрь, но в августе отказалась от своих планов из-за российско-грузинской войны и мирового финансового кризиса.
В прошлом году публичным стал Mail.ru
Аскар, твоя мысль слишком какая-то многослойная, так что уловить основное сообщение трудно. Во втором комментарии ты вроде бы его сформулировал более кратко. Если отвечать на первый комментарий, то: 1) Подготовка к IPO (даже если не проводить его) позволяет держать невесту постоянно на выданье. В результате чего может просто прийти частный инвестор — но по гораздо более высокой оценке. 2) Денег у Яндекса много, вроде бы наличные ему не нужны. Однако, наличные, не извлекаемые из бизнеса, а с биржи, очень пригодятся для новых проектов, типа мирового поисковика, вообще расширения рынка. К сожалению, капитализм так устроен, что не расширяться нельзя. А IPO — это такой типа сертификат для участия в мировых соревнованиях. Права для навигации по глобальным водам. Его просто надо или полезно получить. 3) Вывод акций на биржу позволяет сделать их внутренней и внешней валютой. Яндекс старается стать главным российским нанимателем. Для этого ему нужны аргументы и внутренняя валюта ещё круче, чем бренд и оклады. Пока что опционы на акции Яндекса — слегка корродировали именно из-за неудачных выходов на биржу. Да, невыход на биржу может быть неудачным — потому что его уже всем обещали, раздавая опционы. 4) Потом, через несколько лет, поскольку акции на бирже расти бесконечно не могут, и этот аргумент для сотрудников станет слабым. Перспективы роста опциона не будет. Поэтому, в частности, бегут инженеры из стабильного Гугла в динамичный перспективный ФБ, а Гугл в важных случаях пытается решить вопрос уже не акциями, а наличными. 5) Надо всё же учитывать личные интересы и обстоятельства создателей и владельцев Яндекса. Им всем под 50, виски давно седые, они работали 15 лет над этим. Им в принципе пора уже и «соскочить», повесить ключ на гвоздик. Это довольно естественная вещь, хотя Волож, Сегалович, Колмановская любят, конечно, Яндекс, а не бабло. Сейчас Яндекс на пике славы и могущества, посрамлённый Гугл бежит, всё хорошо. Я бы на их месте уходил бы именно сейчас, если уж уходить. Первые же инвесторы/акционеры Яндекса ещё старше, кому-то и за 80, им тоже не помешает зафиксировать достижения. Ну, а если задать вопрос из твоего второго комментария, полезно ли нашей стране, что национальный поисковик Яндекс выведет акции на биржу, станет зависим от настроений Уолл-Стрита, аудита, мелких американских акционеров и прочего, то вопрос в принципе правильный, но ответ на него зависит вовсе не от Яндекса и Уолл-Стрита. Вот смотри — Гугл публичная компания, Фейсбук — частная, но обе с одинаковым энтузиазмом участвуют в текущем поджигании Ближнего Востока. Потому это это воля их страны. Гугл сделал для Туниса-Египта шлюз из мобильников в Твиттер за сутки! За сутки! Ты можешь себе представить такую скорость даже не выпуска готовых проектов, а хотя бы принятия первых решений о начале проекта в твоей большой публичной компании? А Гугл больше её на полтора-два порядка. Очевидно, здесь имел место прямой звонок Хиллари Эрику. Не думаю, что в Гугле при решении вопроса, а не помочь ли родной стране нести свет демократии грязным арабам, имели место колебания, моральные терзания или оглядка на Уолл-Стрит. Просто взяли под козырёк. Причём лет 7-8 назад ещё, как минимум. Ну и при чём здесь публичность или состав акционеров? То есть польза от компании для страны зависит от страны, а не от компании. Если есть государственная воля, то принадлежать Яндекс будет (частично) американским акционерам, а выполнять он будет государственную волю. Потому что он здесь, его бизнес здесь, сотрудники здесь, пользователи тоже здесь. Вон, в 20-30-х годах в СССР продали концессии всяким американцам-европейцам, дали построить заводы и завезти технологии, а потом все вклады и договоры — простили. Просто не было у тогдашних руководителей СССР зуда красиво тусоваться на Западе и чувствовать себя общечеловеками у чужого стола. Им были важны интересы страны, как игрока на мировой сцене. Тут нужна просто твёрдость руки и воли руководства страны. Собственность, похоже, это такой фетиш, он не так уж много и решает. Мы же видим и обратные примеры, не так ли: Йеху Москвы принадлежит кому? А работает на кого? В конце концов, если русское правительство вдруг решит «противостоять Гуглу», то помочь в этом Яндексу — совершенно нетрудно. В Китае, опять же, никто колебаться или испытывать сомнений не стал. Вопрос только в том, что нужно здесь государству и осознаёт ли оно это. Тут, конечно, ещё важно, что нужно Яндексу. Скажем, хотят ли они противостоять Гуглу не в смысле сомнительных графиков переходов на сайты от Лайвинтернета, доли рынка или узнаваемости бренда, а в том смысле, в каком Гугл противостоял Байду в Китае или в каком Гугл помогал революции в Египте. Я лично несколько сомневаюсь в этом. Я думаю, что, напротив, многие ключевые сотрудники Яндекса хотят быть общечеловеками и свободолюбами, так что для них это ещё один «внутренний» аргумент за IPO.