Новость о том, что Ростелеком дал 74 млн рублей на собственный "Мультифон", вызвала недоумение некоторых участников рынка.
Пишет Алексей Айларов (Co-Founder/CEO в Zingaya)
Представители компании Ростелеком 18 сентября объявили тендер на создание продукта Коммуникатор, который должен стать неким аналогом всем хорошо известному Skype. Информация о данном тендере доступна на zakupki.gov.ru и уже известен ряд участников конкурса, которые изъявили желание помочь Ростелекому сделать свой Skype, это известные интеграторы, такие как «Техносерв АС», CTI, «Телигент» и «Инлайн Телеком».
Учитывая требования, нет ничего удивительного, что данным проектом будут заниматься интеграторы, вот только со Skype данный продукт будет иметь не так много общего. Основная идеология Скайпа изначально была связана с P2P коммуникациями, что обеспечило его масштабируемость при минимуме издержек, а также широкий функционал, который был обеспечен возможностями быстрой передачи данных от клиента к клиент напрямую, или через сеть пиров-посредников. Все данные шифровались, что обеспечивало их защиту при передаче через сеть и компьютеры участников P2P-сети, а протокол держался в строгом секрете. Даже клиент был собран таким образом, чтобы максимально затруднить reverse engineering протокола. Позже, после приобретения Скайпа компанией Microsoft за рекордную по тем временам сумму (в районе $8 млрд.), в архитектуру сети были внесены существенные изменения, включая увеличение использования серверов для передачи трафика и уменьшение P2P-трафика.
Исходя данных тендера, здесь скорее речь идет о некотором аналоге продукта Мультифон от компании Мегафон. Та же идеология интеграции сети оператора с коммуникатором, поддержка стандартов, которые уже используются в сети оператора и так далее. Все это определенным образом ограничивает продукт и его функциональные возможности. Есть ряд требований, которые странно видеть для продукта, создаваемого в 2014 году: поддержка кодеков H.261, H.263, T.38 и другие. Нет ни слова про веб-клиент или поддержку стандарта WebRTC.
Будет интересно посмотреть на результат данного проекта, но, судя по всему, сам оператор не ожидает от него взрывного роста. Количество пользователей на 2020 год должно составить 750 тыс. человек. Это еще одно доказательство того, что упоминание Скайпа здесь скорее возникло из-за воображения СМИ.
Обращение Сергея Кравцова:
Открытое письмо директору Ростелеком Калугину С. Б.
Уважаемый, Сергей Борисович
Имел удовольствие прочитать новости о новом проекте которым решил заняться Ростелеком в ближайшее время. Мы говорим про "Ростелеком" создает отечественный аналог Skype за 73 млн руб. и планирует запустить его в первой половине следующего года.
Мне хочется обратить внимание на достаточно очевидные и простые вещи которые Вы могли упустить за сладкими речами Ваших топов.
1. Чтобы заниматься такими продуктами - нужно время, несколько большее чем указано в требованиях к продукту
2. Чтобы заниматься такими продуктами - нужен опыт, минимум несколько лет, а лучше быть глубоко в продуктах, трендах и иметь уже ОПЫТ работы на рынке и успешные реализации, популярные продукты с аудиториями от 10 млн зарегистрированных пользователей. Это показатель качества, как минимум.
3. Качественные продукты не создаются за 73 млн рублей. Такого рода продукты это своего рода философия, которую надо или принимать и тратить на них 20 часов в сутки или просто не заниматься. Другого не бывает.
4. Сегодня самый эффективный способ принять участие в разделе пирога - это ТОЛЬКО ПРИОБРЕТЕНИЕ ГОТОВЫХ КОМАНД или создание совместных предприятий с четкой мотивацией и НИКОГДА не заказы. Ровно через пол года Ваш продукт будет брошен на помойку или Вам придется платить огромные деньги за поддержку.
5. Мне даже стало интересно посмотреть что Ваши инженеры сделали уже и я готов оказать технические консультации БЕСПЛАТНО!
6. И Главное, если вы действительно хотите сделать что то крутое. Дайте пинка чтобы Ваши топы познакомились со всеми лидерами рынка и задали простые вопросы им - какие сложности с такими продуктами и что будет через 2-3 года на рынке...
Мне кажется, что Вас просто обманули =))) Простите... но это так
С Уважением, CEO 4talk Сергей Кравцов
Update:
Не понятно почему отрасль решила что Ростелеком, вдруг, хочет сделать свой скайп? Ростелеком, на удивление, хочет сделать VoIP. Что, вообще говоря для гос.оператора фиксированной связи (в том числе) довольно удивительно. Особенно учитывая что да же не гос.операторы мобильной связи до сих пор хотят собирать деньги за SMS, MMS, килобайты и минуты (особенно в роуминге). По-моему только Мегафон как-то сместил отношение к своей сети в сторону того что уже сеть передачи данных, а не просто позвонить. По крайней мере у других операторов я не нашёл адекватных тарифов для жизни с использованием Интернета на смартфоне. Я к тому что использование VoIP в сети которая для интернет само собой разумеется. И то, что Ростелеком хочет предлагать свой VoIP в своей сети логичный и правильный шаг. Вместо того чтоб запрещать и поднимать цену, надо предложить пользователю востребованное. А P2P там, шифрование — это пускай 1,5 оставшихся гика парит. Изъезженная истина — обычному пользователю до лампочки, что под капотом. Вообще последние несколько новостей про Ростелеком удивляют. Т.к. лично я привык думать о госкомпаниях как устаревших потребителей налоговых денег. Эти же явно соображают и, на мой взгляд очень логично. Когда у тебя есть интернет и передача голоса, не сделать ещё и VoIP глупо. Для частной компании по-крайней мере. Так что РТК могу только похлопать.