— Прослушать аудиозапись можно будет бесплатно, но появится ряд новых платных функций — например, добавить аудиозапись к себе. Если вы любите исполнителей, вы должны их поддерживать. А музыканты должны зарабатывать, чтобы радовать вас новыми песнями. Во ВКонтакте это можно будет сделать по цене чашки кофе, — заявил гендиректор Warner Music Group в России Александр Блинов в рамках круглого стола на фестивале ВКонтакте, сообщили «Известия». Таким образом Блинов дал понять, что деньги будут собирать за привычную функцию копирования трека, а не абсолютно новую, премиальную услугу. Представитель Sony Music Entertainment в России Арина Дмитриева обратила внимание на неполноценную мета-информацию о музыке в ВК: «Нужно увеличить и делать большие полноценные плейлисты. А вот у артистов должно быть описание, все его синглы, разбивки по альбомам». Правообладатели пообещали показать изменения до конца года.
Пресс-служба ВК подтвердила «Известиям» запланированное тестирование и предупредила, что в обыкновенных мобильных приложениях ВК изменений ещё не будет (то есть музыка на iOS пока не вернётся). Пресс-служба Mail.Ru Group (MRG) напомнила изданию, что холдинг купил права на каталоги у трёх крупнейших лейблов для всех своих проектов. В «Одноклассниках», «Моём мире» и Музыке Mail.ru (в этот сервис легко копируется музыка ВК) тоже логично ожидать теста и запуска платных функций.
Конкуренты из Яндекса работают над портфелем прав для Яндекс.Музыки много лет и собрали около сотни договоров, включая контракты с тремя главными лейблами. Представитель сервиса рассказали «Известиям», что месячная аудитория Яндекс.Музыки и Яндекс.Радио — более 20 млн пользователей. Месячная активная аудитория ВКонтакте в январе 2016-го достигла почти 90 млн пользователей. Эти люди, теоретически, иногда могут слушать музыку в ВК, но пока не платят за прослушивание денег. Месячная аудитория Яндекса (как веб-портала) — 53 миллиона человек. Слушателями веб-версии Яндекс.Музыки (в России) стали 7 миллионов, в лучшие времена их число увеличивается до 9 миллионов. В Музыке заинтересован каждый шестой—седьмой посетитель веб-версии Яндекса. Руководитель группы развития бизнеса Яндекс.Музыки Андрей Стебунов оценил годовой рост своих проектов в полтора раза. Открытая статистика Яндекса показывает, что в июне 2015 "Музыку" через веб ежемесячно посещали 6 миллионов человек, а спустя год — 7 миллионов. Вероятно основная растущая аудитория предпочитает Яндекс.Радио — это сравнительно новый сервис, появившийся в июне 2015, и мобильные приложения. С января 2016 года Яндекс.Музыка так же продаётся, как музыкальный сервис сотового оператора, под маркой МТС.
Стебунов считает, что пользователи ценят хорошее качество звука и удобство, например от рекомендательных технологий. Хотя это не более чем гипотеза. Росту Яндекс.Музыки (без учёта «Радио») помогает, скорее, что-то ещё. Так как в каталоге сервиса, даже за деньги, вовсе не 100% записей доступны в высоком качестве 320 kbps. Сервис (как и многие его аналоги) не умеет переключать треки без паузы (gapless) — поэтому тот же Pink Floyd, в оригинале звучащий на компакте (или через Spotify) непрерывно, воспроизводится через «Музыку» с короткой паузой между каждым следующим треком. У сервиса нет расширенного языка запросов. В «Музыке» ограниченная интеграция с меломанским сервисом статистики Last.fm и закрытая пользовательская коллекция. Плейлисты Spotify, Deezer, Youtube, Soundcloud, Rdio, Qobuz, Napster/Rhapsody, Groove, Tidal, Discogs, Itunes, Tomahawk, Google Play Music, настольных плееров — можно достаточно свободно переносить между сервисами. Российские стриминги подобной гибкостью похвастаться не могут и даже активно пресекают переносимость, как тот же ВКонтакте. Вышеперечисленные проблемы характерны для множества конкурентов Яндекс.Музыки, не исключая и ВК. Однако история российских музыкальных сервисов уже показала, что деньги можно собирать (или размещать рекламу) и не решив «премиальных» задач. Это не мешает существованию проектов.
Если бы перечисленные проблемы были решены — их вполне можно было бы считать «продвинутыми», премиальными функциями, за которые логично брать со слушателей деньги. «Добавить аудиозапись к себе», — из рассуждений Александра Блинова, на этом фоне выглядит ярко, понятно для каждого, но малопривлекательно. И для Яндекса, и для ВКонтакте, их Музыка работает, как «якорный» сервис. Личная музыкальная коллекция удерживает человека от перехода к конкурентам и заставляет время от времени посещать портал или соцсеть. Поэтому интересы лейблов и сервисов в описанном платном сценарии не совпадут. Второй план правообладателей — сделать полноценные описания артистам и альбомам — так или иначе решается и без их участия, владельцами музыкальных пабликов, которые не просят с ВК-слушателей денег.