Обновлено 14:20 Представитель федеральной антимонопольной службы (ФАС) Дарья Силкова подтвердила РБК, что ФАС возбудила дело против Google.
Глава ФАС Игорь Артемьев, выступил на «правительственном часе» в Госдуме.
Мы всегда возбуждали и возбуждаем много таких дел против различных компаний. Вот последнее дело, которое мы возбудили буквально сегодня, — это дело против компании Google
— пишут "Известия".
ФАС расследует истории вокруг Google регулярно. Сегодня речь идёт о реакции ФАС на жалобу Яндекса. По мнению русского поисковика Google злоупотребляет своим положением и неконкурентно вынуждает производителей гаджетов игнорировать приложения и поиск Яндекса.
Уже после выступления Артемьева, начальник отдела общественных связей ФАС Дарья Силкова не подтвердила Roem.ru, что ФАС действительно завёл то самое дело. Пресс-служба пока не может сказать «ни да, ни нет» и информация по антимонопольному делу будет примерно через час.
Слова главы ФАС Игоря Артемьева были неправильно поняты: он имел в виду, что ФАС получил жалобу на Google, однако дело не заводил.
— объясняла Силкова РБК.
Яндекс пожаловался в ФАС на Google 18 февраля. Вечером того же дня представитель ФАС заявил, что ведомство и раньше наблюдало за ситуацией с производителями Android гаджетов и Google — на формулировку решения потребуется два-три месяца, если против Google найдут улики.
В случае благополучного для Яндекса исхода дела Google получит предписание ФАС. От американцев потребуют исключить из соглашений с производителями пункты ограничивающие установку приложений сторонних разработчиков.
История стала публичной в сентябре 2014 и развивалась, как казалось тогда, до декабря. Яндекс последовательно пропал с гаджетов марки Explay, Prestigio и Fly. Причём последняя марка — вторая по популярности среди всех смартфонов в России и даёт 12,5% продаж устройств такого типа (больше только у Samsung).
Пока что выглядит так, что именно Волож является инициатором жалобы на Гугл. Если послушать конф-колл позавчерашний, то вопросы по теме Андроида+ФАС переадресовывались именно Воложу или перехватывались им, и именно он сам на них отвечал, хотя по остальным вопросам (ну, кроме бигдаты еще) отвечали другие менеджеры.
Из конфф-колла также более-менее очевидно, что Яндекс признает свою неконкурентноспособность в области построения экосистемы, отказывается от планов развития Кита на конкурентном рынке и выбирает административный путь борьбы с Гуглом (вопрос про построение своей экосистемы даже задавался на конф-колле отдельно).
Муртазин справедливо пишет, что Яндекс.Кит никому не нужен, в т.ч. из-за проблем с совместимостью. И Яндекс, в общем-то, это признает, требуя безусловного предоставления Play Store и Play Services API всем желающим (несмотря на абсурдность этого требования, так как магазин приложений и Play Services API — это не стандарты и не API, а услуги конкретной компании, т.е. их нельзя «отдать в народ» и сделать стандартом).
Но Яндекс не считает, что ради контроля главного экрана пользователя должен развивать свою экосистему и дать разработчикам комфортный путь и стимул для обеспечения совместимости с Китом (например, в виде некого API-фасада, который бы позволил разработчикам, использующим Play Services APIs (напр. Google Cloud Messaging API) легко переключать приложение на использование аналогов от Яндекса и какую-то финансовую мотивацию). Вместо этого в Яндексе, похоже, считают, что раз уж российские власти отобрали у основателей Яндекса контроль над компанией через золотую акцию, а Путин приказал «вылезать из под коряги», то неплохо бы получить за такую ползучую национализацию какой-то бонус, а именно — государственный протекционизм в виде «онищенконизации» рынка мобильных платформ. Судя по сегодняшним метаниям сотрудников и руководства ФАС, ФАС нас «не разочарует».
Показательный пример — это магазин приложений Яндекса, у которого нет веб-интерфейса. Сколько нужно денег из того миллиарда, что есть на счетах у Яндекса, чтобы приделать веб-морду к уже существующей базе данных? Тысяч 30-50 долларов? Но нет, даже такую ерунду Яндекс сделать не может. Особенно комично это выглядит в пресс-релизах Яндкеса о мобильных приложениях. В пресс-релизах Яндекс дает ссылки на приложения в таком порядке:
«Яндекс.Транспорт доступен для устройств на базе iOS и Android. Загрузить приложение можно в Яндекс.Store, App Store и Google Play.»
Ирония в том, что для App Store и Play даны ссылки на страницы приложений. А для Яндекс.Store — на «морду» магазина, где по сути ничего нет.