На конференции по оптимизации Евгений Ломизе, руководитель отдела рекламных технологий компании "Яндекс", выступил с докладом, где помимо прочего говорилось о распределении долей партнеров у различных систем контекстной рекламы работающих в России.
Использовались при этом инструменты "Яндекса", что было отдельно оговорено докладчиком, так как могло внести некоторую погрешность в измерение долей.
Можно оценить мужество выступающего, который показал слайд, где "Яндекс" оказывается не на первом месте, и не на втором, а практически на третьем из трех. Реклама "Яндекса" размещена на 23 процентах страниц с контекстной рекламой, с "Бегуном" - на 37, с Google AdSense - 40.
Цифры эти, мягко говоря, смотрятся фантастически. Система Google AdSense в России практически не выплачивает участникам денег. Использующиеся на данный момент чеки - это такой геморрой, с которым даже редактор Roem.ru, неоднократно шедший на самые рискованные эксперименты, до сих пор не желает связываться. При этом ни о какой "Большой доле Гугла, которую невозможно удержать при таком числе игроков", в "Яндексе" не говорят.
Причина сложившейся ситуации в том, что в целом алгоритм работы с Google достаточно прост - надо зарегистрироваться в системе, поставить код на свой сайт. Сложнее, когда пользователю хочется получить деньги. Для этого надо верифицировать свой почтовый адрес, дождаться накопления 100 долларов на счету, получить чек, найти банк, возжелавший с ним связываться, отдать ему достаточно значительную долю от стоимости чека и через некоторое время получить деньги. То бишь, до первой выплаты скорее всего пройдет несколько месяцев.
При этом "Яндекс" аккуратно выплачивает деньги вебмастерам раз в месяц, которые можно потратить на оплату сотовой связи или Интернета, да или просто вывести в банк с комиссией в 3 процента. По времени лаг здесь составляет один-полтора месяца.
У "Бегуна", в отличие от "Яндекса", любви ни к каким платежным системам нет, от него деньги можно получить практически любым уместным в России способом. Поэтому у "Бегуна" в области размещения рекламы на сайтах все хорошо - по числу партнеров и показываемых на их сайтах объявлений он обходит даже "Яндекс", у которого харизма тоже достаточно неплохая.
Кто виноват
На первый из классических вопросов есть несколько ответов, часть из которых свидетельствует не только о всепобеждающей харизме Google но и об откровенных промахах при продвижении отечественных контекстных систем.
Во-первых, виновата ленивая журналистская масса российских айтишных изданий, которая не особо пытается вникнуть в бизнес отечественных компаний. Есть новость с западного источника про Google - берем ее и не паримся. Они далеко, у них комментариев можно не брать. Да и готово уже все по сути, осталось лишь перевести.
Во-вторых, стратегически оказалось не всегда правильным напирать на рекламодателей. Рекламодатели идут туда, где есть аудитория. На данный момент сложилась ситуация, что "Яндекс" за свой счет воспитывает рекламодателей, которые в итоге и будут смотреть, где аудитория, на которую они должны воздействовать контекстом.
В-третьих, ошибочным было мнение о том, что юзеру важны именно физические деньги. Как мне кажется, именно об этом еще год назад хотела узнать Елена Колмановская, когда спрашивала у Владимира Долгова, по законодательству какой страны Google расплачивается со своими партнерами.
Пользователи же, наплевав на доходы, просто бурно и активно занимались распушиванием перьев друг перед другом на форумах: "Я получил чек (вау!) из Америки (вау!) от Google!!!" - определенная харизма в этом есть, надо признать.
И в четвертых: пока Google принимал в свою сеть практически всех сирых и убогих, то ли научившись распознавать дорвеи, то ли заложив риск от скликивания в расходы, российские провайдеры контекстной рекламы держали слишком туго удила, давая далеко не всяком вебмастеру себя даже попробовать.
Есть и еще один недостаток, но его надо отнести к системным - рекламные сети, определяющие контекст страницы и показывающие соответствующие им объявления, появились в России позже Google AdSense и изначально были несколько "зажатыми" той же харизмой.
И самое последнее - Google и "Бегун" по оценкам "Яндекса" стоят на слишком большом числе дорвеев, что сильно перекашивает статистику по страницам с рекламой соответствующих контекстных сетей в их пользу.
Что делать
Ответ на этот вопрос может быть разным, в зависимости от двух точек зрения на дальнейшее развитие интернет-рынка России.
Первый, пессимистичный - Google станет игроком номер один по трафикогенерации пользователей на сайты и показов КР и "Яндексу" с "Бегуном" надо не напрягаясь просто сидеть в углу и починять свой примус.
Второй вариант, маловероятный - мы рассчитываем на победу удобства платежей и близости к рекламодателям над харизмой Google.
Если в первом случае все можно делать так как и раньше, пускай все идет своим чередом, то во втором, от отечественных игроков потребуются активные действия. В частности, перевод модерации в автоматический режим (а если верить знающим людям, больше всего дорвеев "Яндекс" отлавливает именно автоматически, так что почему бы и качество сайтов не определять ботами?) Помимо этого - упрощение подключения сайтов к системе и снижение порога входа - у Google ни о каких лимитах по посещаемости просто нет и речи. И в третьих, пиар компания не только среди рекламодателей, но и среди вебмастеров.
С учетом того, что отечественные платежные системы вот-вот лишатся одного из самых главных своих козырей - легкости расплаты, времени для работы с массами осталось совсем немного.
Юрий Синодов
Maxime: а вы как чеки проводите по бухгалтерии ? По графе «обналичка» ? Я к тому, что гугл с юрлицами вообще не умеет работать, а когда научится, то там все будет в точности как у яндекса, другого пути нет.