На прошлой неделе Алексей Навальный подключился к борьбе с государственными IT-тендерами, вследствие чего по Рунету тут же забурлили его последователи.
Давайте поговорим об этом. Только прошу понять меня правильно. У меня нет задачи кого-то оправдать или обвинить, я просто хотел бы рассказать о своей точке зрения на государственные заказы и тендеры в области IT.
Я потратил на это около пяти лет своей жизни, из которых два года проработал IT-директором в крупном госучреждении, из пяти тысяч работников я был одним из 10 человек, обладавшим правом подписи.
Соответственно, и про конкурсы, и про премудрости организации тендеров знаю не понаслышке, хотя сейчас никакого отношения к ним я не имею. Поэтому могу ответственно заявить: во всём виноваты праздники.
Да-да, наши государственные праздники.
В начале бюджетного года 10 дней новогодних каникул, потом 23 февраля – 8 марта, потом глядишь уже и майские – а там и лето – время отпусков. Нормальная жизнь начинается только в начале осени. А на организацию тендера надо не менее 30 дней, это по закону, время от публикации объявления до вскрытия заявок. Кроме того, государство не умеет платить авансом – то есть государство старается всё заплатить постфактум, только вот на самом деле это никакой не постфактум, потому что деньги нельзя не потратить.
Не потратить деньги – это, зачастую, с точки зрения карьерного госчиновника – существенно хуже, чем потратить их «не на то». Потому что это самое «не на то» могут не обнаружить.
Вот и прогоняются сотни миллионов рублей в последние дни работы казначейства в «проверенные» компании.
Поверьте, это вовсе не означает, что все эти деньги будут разворованы, отнюдь. Просто зачастую распорядители бюджетных средств сами попадают в ловушку сроков и условий.
Но, если говорить серьёзно – то искать злоупотребления можно и нужно, проблема существенно более сложная и комплексная, чем создание социальной сети за 16 дней.
Системные инфраструктурные проекты не могут быть созданы за несколько недель, иногда внедрение той или иной системы идёт несколько лет.
И теперь вопрос – а что делать с проектами, в ходе которых приходится проводить конкурсы, например, ежегодно, а по сути эти проекты есть неразрывная последовательность внедренческих процедур?
Таких проектов достаточно много, давайте вспомним, например, как НИИ «Восход» выключил поддержку биометрических паспортов, как только обнаружил, что новое руководство Минсвязи предпочло «выиграть» тендер для другого исполнителя.
И что мы получили в результате?
Ситуацию, в которой формальные приёмы борьбы за конкурентную среду могут точно так же являться инструментом политического (а на самом деле – коррупционного) торга.
Как же бороться за целевое расходование средств в ИТ?
Отвечу странно: читать конкурсную документацию и пытаться перевести её на человеческий язык конкретных интересов конкретных чиновников.
Так, в пресловутом деле про социальную сеть внештатных специалистов Минздрава и их пациентов – самым вопиющим был не вопрос про сроки. Внимательное чтение документации прямо указывало на необходимость интеграции с существующими ИТ-системами. Как вы думаете, насколько часто подобного рода «интеграцию» проводит компания, не внедрявшая вот именно что ту самую систему, с которой надо интегрироваться? Вопрос риторический.
Мне будут возражать, что любой анализ более подробный, чем анализ сроков – не сработает. Потому что ФАС или Счётная палата не обладают компетенцией для того, чтобы понять степень абсурдности того или иного требования. А абсурдность сроков – она абсолютно ясна даже неспециалисту.
ОК. Только отдавайте себе отчёт, что в этом случае не будет потрачено ни копейки денег и по делу тоже. Сроки – это очень плохая история, под конец года бюджет тратится ускоренными темпами не просто так. Ещё раз – так устроена страна.
И любая активность про сроки – она несколько более глупа, чем процессы, породившие эти самые сроки.
Толпы «борцов за правду», пишущие заявки в ФАС про 14-дневные сроки конкурсов – они глупее людей, которые эти сроки пишут в документации. Потому что люди, писавшие эти сроки – они хотя бы ставили перед собой какие-то цели (пусть личные и неправедные). А писатели жалоб в ФАС просто стоят на позиции «ага, попался, ща мы тебе малину-то подпортим», не отдавая себе отчёта в том, что их просто могут использовать в конкурентной или коррупционной борьбе.
Не имея детальной картины происходящего, не понимая сути того или иного проекта – нельзя говорить о его коррумпированности или не коррумпированности.
Давайте поймём одну очень простую вещь – в РФ нет некоррупционных проектов вообще. Вопрос в степени их коррумпированности и в том, насколько близок «разоблачитель» к той или иной сфере дележа. IT всегда были одним из самых лакомых кусков для коррупции, потому что сфера эта требует знаний. И под «высокотехнологичностью» можно много чего попрятать.
Поэтому, если вы лично действительно хотите побороться за правду – придётся немного включить голову.
Иначе всё это выглядит толпой малообразованных леммингов, рвущихся – ладно бы к кормушке – к пропасти.
Анатолий Свальный
Редакция Roem.ru всегда готова дать вам возможность публикации текстов на интересные и злободневные темы. Пишите на sinodov@roem.ru
Реальность реализации ИТ-госпроектов в статье отражена верно. Автор забыл упомянуть, что крупные проекты часто реализуются несколько лет, а времени и бюджетного финансирования реализовать их в течение бюджетного года не хватает. Оплаченные в течение года проекты должны быть в нем же «завершены» и «сданы» (на бумаге, разумеется). Поэтому рисуют фиктивный конкурс на этот год, закрывают его фиктивными актами, потом другой фиктивный конкурс на следующий, а саму создаваемую систему реализуют и сдают поэтапно на основании устных договоренностей. При этом финансирование и результаты работы в принципе плохо подконтрольны. Также он забыл сделать важные выводы: 1. Система устроена так, что она в принципе непрозрачна и не позволяет отличать «хорошие» конкурсы от плохих, и по сути своей провоцирует на злоупотребления. 2. Поэтому не надо объяснять, что система так устроена, вместо этого систему нужно менять. 3. Тыкать палкой участников, используя сроки, в том числе с использованием леммингов, креветок и других подручных средств, вполне годный для этого метод, который следует всячески приветствовать. Участие в тыканье леммингокреветок мотивировано протестными настроениями и желанием изменить систему. Как то так.