Дефицит линейного персонала отмечается и в онлайн- и в оффлайн-ритейле. В Superjob посчитали, что услуги курьеров подорожали в 2-3 раза с начала года. Автокурьеры "при полном графике" зарабатывают до 200 тысяч в месяц, велокурьеры, пешие курьеры и сборщики - до 100 тыс. В курьеры иногда уходят сотрудники оффлайновых магазинов: администраторы и кассиры. В результате ритейл тоже столкнулся с кадровым дефицитом.
Проблему пытаются решать повышением зарплаты и гибкости графиков, снижением штрафов, но при этом компании хотели бы избежать "гонки зарплат". Все участники рынка надеются на восстановление притока мигрантов.
Розничные сети объясняют это целой массой факторов — отток мигрантов, демографическая яма 90-х, переход кадров в бурно растущий рынок онлайн-торговли. Компании стараются удерживать нынешний персонал повышением зарплаты и стимулирующих выплат, а нехватку людей компенсировать автоматизацией работы в зале. Но пока это не решает проблему полностью.
«Мы наблюдаем снижение количества предложений со стороны соискателей»,— подтверждает HR директор Fix Price Антон Максименко. В «Ленте» сообщили “Ъ”, что укомплектованность штата зависит от региона и составляет от 65% до 92%. В Decathlon уточнили, что испытывают дефицит персонала в крупных городах.
Тенденция подтверждается и данными сервисов по поиску работы. По подсчетам HeadHunter, в октябре число вакансий кассиров год к году выросло на 196%, до 32,9 тыс. Мерчандайзеров ищут на 160% больше, а администраторов магазинов — на 377%. У SuperJob в октябре число вакансий кассира в FMCG-ритейле год к году выросло на 153%, мерчандайзеров — на 57%, администраторов магазинов — на 94%. При этом у SuperJob число резюме по этим профессиям снизилось в целом на 12–17% за год. По сравнению с прошлым годом число желающих работать в рознице снизилось вдвое, констатируют в «VK Работа».
Линейный персонал уходит из магазинов не только в курьеры, отметили эксперты: "среди кассиров, мерчандайзеров и администраторов магазинов преобладают женщины, а среди курьеров — мужчины". В DeliveryClub заявили, что "доля курьеров, пришедших к нам из розницы, не превышает нескольких процентов».
Ведомостям пожаловались на нехватку кадров "три сотрудника компаний онлайн-ритейла" и подтвердили три сотрудника рекрутинговых агентств. В первую очередь не хватает сборщиков и автокурьеров. Число вакансий сотрудников складов и водителей выросло в сентябре относительно августа в 3 - 3,5 раза, курьеров и сборщиков - в 7 раз. К Новому году компании ждут серьёзного усугубления проблем.
О нехватке курьеров онлайн-ритейл и фудтех уже говорил ровно год назад. Пользователи жаловались на опоздания и отмены доставки. Компании начали активно экспериментировать со стоимостью доставки и размером среднего чека. Уже тогда избыток вакансий курьеров приводил к тому, что до собеседования доходили только 20% откликнувшихся на вакансию.
Регулярность освещения темы дефицита курьеров в середине осени скорее всего связана именно с подготовкой к Новому году и "гендерным праздникам": компании намекают потенциальным сотрудникам на высокие зарплаты, улучшение условий, страховки, обеды и обилие вакансий. Тем не менее, за последний год было несколько забастовок курьеров фудтеха, конфликтов по поводу штрафов и других вопросов. В 2020 году забастовка 326 курьеров DeliveryClub привела к появлению "Профсоюза "Курьер"", который регулярно освещает такие конфликты.
Добавить 6 комментариев
Да ладно вам переживать, кассы самообслуживания и дроны-курьеры на подходе! Резиденты Сколково это подтвердят!!
Проблема не в резидентах Сколково и ботах курьерах, проблема в том, что все врут сами себе.
Амазон просто и без затей заявляет «Мы готовы нанять перед Рождеством 150 000 человек временной рабочей силы. Это у нас такая высокая автоматизация складов, всё на роботах, что без 150 000 человек — всё встанет нафиг»
Наши стоят, очевидно, перед такой же проблемой. Но поскольку заявлять «мы нанимаем временный персонал» у нас нельзя, все говорят «а мы нанимаем сколько хошь, нам это полезно, экономика растёт»
Потом после НГ просто срежут ЗП на десятки процентов, лишние сами уйдут. Да и не нанимает их никто, это ж самозанятые.
Аналогичные сложности возникают в Юго-Восточной Азии, просто там местных рабочих рук хватает, если нет локдаунов. У нас проблему как обычно решат за счёт трудовых мигрантов. Инсайд. Только ВкуссВилл собирался осенью нанять 2000 сборщиков заказов (не продавцов) для Москвы. Как оказалось, для собственной доставки покупателям и офисным сотрудникам. Много или мало? Решать руководству. Вчерашние уборщики и дворники бросят свои швабры и будут счастливы, пока наверху unit-экономику не подсчитают по итогам эксперимента. А дальше ровно как все описали.
Зачет! Кассы самобслуживания внедряют за счет сокращения продавцов, тем самым не решая проблем с очередями не только в гипермаркетах, но и супермаркетах. Один терминал для торговли стоит 150К руб. без учета обслуживания.
>> Кассы самобслуживания внедряют
Интересно вспомнить, что таким кассам лет больше, чем бескнопочным смартфонам. Ещё Google Chrome не было, а они уже были.. Быстро внедряем :)
Так сначала должен появиться крупный заказчик, а стоимость услуг Гали или Гульнары вместе с налогами стать неприемлемой, если работать 100% по закону.