Наверное, самый главный тренд в Интернете за последние 10 лет - это перемещение личного пространства пользователей в глобальную сеть. Мы не глядя подписываемся под пользовательскими соглашениями при регистрации на десятках (а может быть и сотнях) порталов и начинаем пользоваться их сервисами. Со временем появляется новый функционал, и с каждым годом все большая часть нашей жизни проходит в Интернете. А вместе с ней в интернет перетекают наши файлы: фотографии, заметки, деловые контакты.
Со временем в виртуальную реальность перетекает и наша работа: совместное редактирование документов в google-docs, программный код в google.svn, техническая литература в dropbox. Ведь это так удобно - когда информация отделена от конкретного компьютера и может быть доступна с любого ноутбука, iphone, ipad, и даже мобильного телефона. И все было бы хорошо, если бы не одно "но".
Мы начинаем переносить в Интернет информацию, которая не находится целиком в нашей собственности. Наиболее ярким примером являются электронные книги, музыка и фильмы. Мы их купили и хотели бы пользоваться ими, не привязываясь к конкретному компьютеру. Логичным решением было бы закинуть эти файлы в dropbox.com, Яндекс-диск, Mail.ru-диск, Google Drive...
Но есть проблемы. Если в пользовательском соглашении указано, что после загрузки сервис начинает обладать какими-то правами по распространению этой информации, то вы нарушаете авторские права, выкладывая эти файлы в, казалось бы, свое личное пространство.
Теперь примеры:
Выдержка из пользовательского соглашения Dropbox.com:
By using our Services you provide us with information, files, and folders that you submit to Dropbox (together, “your stuff”). You retain full ownership to your stuff. We don’t claim any ownership to any of it. These Terms do not grant us any rights to your stuff or intellectual property except for the limited rights that are needed to run the Services, as explained below.
Трактовка однозначна. Вы сохраняете все права. В других пунктах этого пользовательского соглашения указано, что доступ имеете только вы.
Выдержка из пользовательского соглашения Яндекса:
6.1. Все объекты, доступные при помощи сервисов Яндекса, в том числе элементы дизайна, текст, графические изображения, иллюстрации, видео, программы для ЭВМ, базы данных, музыка, звуки и другие объекты (далее – содержание сервисов), а также любой контент, размещенный на сервисах Яндекса, являются объектами исключительных прав Яндекса, Пользователей и других правообладателей.
Трактовка для меня не однозначна. Я, как и многие другие, воспринял этот пункт так: "мое" после загрузки на сервисы Яндекса становится "нашим".
Выдержка из пользовательского соглашения Google (общее для большинства сервисов):
Загружая или иным образом добавляя материалы в наши Службы, вы предоставляете компании Google и ее партнерам действующую во всем мире лицензию, которая позволяет нам использовать это содержание, размещать его, хранить, воспроизводить, изменять, создавать на его основе производные работы (например, переводы, адаптации и прочие способы оптимизации материалов), обмениваться им, публиковать его, открыто воспроизводить, отображать, а также распространять.
Тут трактовка однозначная, но полностью противоположная аналогичному пункту у Dropbox.com.
Вывод: размещая купленный для личных нужн контент на сервисах Google, вы способствуете нелегальному распространению, а значит, становитесь правонарушителем. По-видимому, тоже самое происходит и когда вы размещаете контент на сервисах Яндекса.
Решением этого могло бы быть шифрование данных, но Яндекс это делать запрещает:
5.2. При использовании сервисов Яндекса Пользователь не вправе:
5.2.12. ограничивать — с помощью пароля или иным способом — доступ к файлам, размещенным Пользователем в рамках сервисов, в т. ч. использовать архивы с паролями.
Интересно, а Яндекс-почты это тоже касается?
У Dropbox.com по этому вопросу мнение прямо противоположное:
Compliance with Laws and Law Enforcement Requests; Protection of Dropbox's Rights. We may disclose to parties outside Dropbox files stored in your Dropbox and information about you that we collect when we have a good faith belief that disclosure is reasonably necessary to (a) comply with a law, regulation or compulsory legal request; (b) protect the safety of any person from death or serious bodily injury; (c) prevent fraud or abuse of Dropbox or its users; or (d) to protect Dropbox’s property rights. If we provide your Dropbox files to a law enforcement agency as set forth above, we will remove Dropbox’s encryption from the files before providing them to law enforcement. However, Dropbox will not be able to decrypt any files that you encrypted prior to storing them on Dropbox.
Последнее предложение - это фактически намек, что нужно шифровать важную информацию перед выкладыванием на Dropbox.
Опросил большую часть своих знакомых, знали ли они про ограничения для размещения и работы с шифрованной информацией посредством сервисов Яндекса. Никто не ответил положительно. Дискуссии, поднятые на нескольких ресурсах, тоже положительных ответов не дали. Более того, все считали, что таких ограничений нет, ибо "это глупо".
Выводы:
Пользовательские соглашения никто не читает, считая, что они согласуются с представлениями о здравом смысле и общем чувстве справедливости каждого отдельно взятого пользователя. Но история пишется, и с каждым годом мы становимся все более уязвимыми перед служителями закона.
Наверное 90% целей, в которых мы используем эти сервисы, можно сформулировать всего в нескольких предложениях. Выводы из правовых аспектов по ним тоже можно было бы сформулировать очень коротко. Например, "купленный фильм закачать на Яндекс-диск нельзя", "личные фотографии закачивать на Яндекс-диск можно". И если бы подобная информация содержалась бы в пользовательских соглашениях, а также выводилась бы непосредственно при регистрации, то, возможно, потом было бы меньше неприятных сюрпризов.
Хранить шифрованные данные в Яндекс.Диске можно. Уточнение касается только публичного контента. Это уточнение вызвано соображениями борьбы с нелегальным контентом, который часто распространяется запароленным с последующей продажей паролей.