Компания «Яндекс» объявила вчера о приобретении компании «Смилинк», предоставлявшей порталу данные о пробках в Москве и Екатеринбурге. Тем самым «Яндекс» смог окончательно перекрыть один из каналов получения данных о пробках для "Рамблера" и Google.
Покупка планировалась давно – еще на конференции «Интернет и бизнес», проходившей в середине апреля этого года, Аркадий Волож, генеральный директор «Яндекса», говорил о планах компании по покупке проектов, которые будут сделаны «не только для решения кадровых проблем», не конкретизируя, о чем идет речь.
Интерес к данным о дорожном движении имеется и у других игроков рынка: «Рамблер» запустил свою версию пробок, а представители Google на неформальных встречах с IT-общественностью неоднократно в резких выражениях говорили об опрометчивости «Смилинка», подписавшем договор с «Яндексом» на эксклюзивных условиях, не позволяющих им также зарабатывать и на партнерстве с Google.
Стоит отметить, что покупкой «Смилинка» проблемы «Яндекса» по защите информации о пробках не решаются. Планы по созданию технологических систем, отслеживающих уровень трафика на дорогах, имели и структуры «Реновы», да и «Рамблер» все же смог построить аналогичный сервис.
Не стоит забывать и то, что размер России несколько больше, чем площадь, занимаемая Москвой и Екатеринбургом, данные по которым для пробок предоставляет «Смилинк». Уже в Санкт-Петербурге данные по пробкам предоставляет другой партнер «Яндекса» - компания «МИТ», а в Киеве – «Друга смуга» (второй ряд), и эти компании вполне могут переметнуться на сторону конкурентов «Яндекса».
На этом фоне не совсем понятно, какие стратегические проблемы может решать «Яндекс» приобретением «Смилинка» - своя рубашка, безусловно, ближе к телу, однако едва ли «Смилинк» будет напрямую генерировать доходы. При этом на территории России достаточно быстро складывается нормальный рынок данных о дорожном движении, который будет открыт для любой компании, в том числе и для интернет-сайтов. Вполне возможно, что покупкой «Смилинка» решаются тактические задачи, в частности, контрпозиционирование относительно других порталов, работающих в России, что необходимо при грядущем выводе компании на IPO.
Смилинк — первые, кто начал поставлять адекватную информацию по пробкам в нормальном формате. Первыми клиентами, насколько я помню, были мобильные приложения операторов (в Мегафоне например). Клиентская база у них большая, и , я думаю, у них неплохая прибыль. Действия Яндекса тоже понятны — из поисковика они превращаются в агрегатора контента, так легче будет делать разнообразные «вертикальные поиски» и т.д. Но где будет баланс между независимым поисковиком и агрегатором контента пока не ясно. Помнится Авто.ру не дали себя сагрегировать, что правильно в их ситуации. Думаю, что попытки подмять под себя контентный рынок будут продолжаться — Яндекс будет покупать контентные компании или заключать эксклюзивные длинные договоры. А по поводу беспилотников и прочего — в Москве напряг согласования начинается уже со слов «Федеральная трасса», а это уже не ГИБДД, посложнее будет. Слышал ОБС о глобальной идее принудительно раздавать на машины RF ID — тогда без камер все обходится, точность результатов выше и проблемы госбезопасности решаются проще.